Когда вся страна яростно обсуждала повышение пенсионного возраста, в отделе современного искусства Тольяттинского художественного музея открылась выставка «Quickgold»/«Быстрое золото».
Напомним, это совместный проект российского фотографа Андрея Гордасевича и швейцарского социолога Нильса Крауера. Социолог изучал, как живут старатели в Перу, а нашему соотечественнику в свою очередь неинтересно снимать «открыточные» красоты этой страны, зато проекты, вскрывающие некие проблемы, для фотографа более чем привлекательны. Иначе как объяснить его небезопасное путешествие в край, где в любой момент может укусить ядовитая змея, крокодил, тебя могут ограбить или даже…
Но не будем забегать вперед. Место, в котором Андрей снял развороченную землю (а совсем недалеко от столичной Лимы добывают в год 20 тонн золота) и на вид абсолютно рабский труд перуанских мужчин, женщин и детей, считается тем самым легендарным Эльдорадо, куда стремились еще испанские конкистадоры. Технология добычи не так давно там стала проста и фатальна: в земле пробуривается отверстие и закачивается вода, под давлением песок, земля и другие составляющие недр попадают на расстеленные ковры, где старатели с помощью ртути (при соединении золота и ртути образуется амальгама) отбирают золото у земли. А потом ртуть выпаривают в реторте, и остается чистое золото. Впрочем, сплав ртути и золота старатели собирают голыми руками. Думаю, никому не стоит напоминать, что ртуть настолько ядовита, что в нашем быту разбитый градусник вызывал панику и вызов специалистов.
Главная деталь — почти 20 процентов золота добывается в провинции Мадре-де-Диос нелегально. И люди, которых фотографировал Андрей, работают вне закона, живут практически на улице и готовы терпеть лишения и дальше. Этот рабский труд доброволен. Почему люди готовы катать ртуть голыми руками? На выставке рядом с портретами старателей можно прочесть их нехитрые истории и увидеть отпечатки ладоней. У них у всех маленькие воспаленные негнущиеся руки (воспаления хорошо видны в документальном фильме, который показывается на выставке) — это последствия работы с ртутью. Лишь размер самих ладошек — это скорее генетическая деталь потомков инков, в чьем быте перемешались верования предков, католическая религия и криминальное положение. Отчего люди идут на это? В своих мини-интервью они дают ответы.
Если вкратце — большинство из нас живет лучше, по крайней мере, в бытовом плане. А вот насчет доходов я не была бы так уверена. Ведь потомки инков загоняют себя в этот нелегальный бизнес, напоминающий рабство, для того, чтобы их дети могли выучиться, да и просто чтобы было на что жить.
Вам это ничего не напоминает? Тут снова на ум приходит пенсионная реформа и труд китайских детей: что в Перу, что в других частях нашей планеты люди готовы пойти на многое ради близких. Именно поэтому нелегальная золотодобыча процветает, и государственные рейды не дают никакого результата, и доходы от такого бизнеса уступают в Перу лишь доходам наркокартелей.
На выставке кроме репортажной съемки (а Андрею Гордасевичу вместо трех недель разрешили там поработать всего несколько дней — далее стало очень опасно) и видео представлена студийная съемка вещей старателей: футболка, сигареты «Инка», пиво «Инка» (никуда без инков!), миска и т.д. Гиперреалистичные фотографии демонстрируют предметы в натуральную величину на белом фоне. Они выдернуты из своей реальности, находятся будто в вакууме: без воздуха, без запаха, без хозяина. Этот проект был показан во многих галереях мира, у него есть свой сайт, на котором можно увидеть и фото, и видео. А в Тольятти «быстрое золото» проходит под эгидой российско-швейцарского сотрудничества. Именно поэтому есть на выставке отдельный зал, созданный креативными стараниями сотрудников музея и посвященный Швейцарии. 30 июня 2018 года отдел современного искусства Тольяттинского художественного музея при поддержке Швейцарского посольства в Москве начал Дни швейцарской культуры.
30-го состоялись экскурсия по выставке, лекция «Самые известные художники Швейцарии», кинопоказ «Хайди» и обсуждение кино. 7 июля снова экскурсия, лекция «Архитектура и архитекторы Швейцарии», PARADIES: программа короткого метра и обсуждение фильмов. На 14 июля намечена творческая встреча с Андреем Гордасевичем: экскурсия по выставке с автором выставки, общение с автором, презентация кинопрограммы от Аллы Акчуриной, куратора культурных проектов Швейцарского посольства, кинопоказ «Зимние странники» и обсуждение кино.
Адрес Отдела современного искусства Тольяттинского художественного музея: г. Тольятти, ул. Свердлова, 3.
Газета «Площадь Свободы»
Читайте также
Последние новости