В парке Победы Автозаводского района в 2020 году к 75-летию празднования Победы советского народа в Великой Отечественной войне может появиться новый памятник – солдатке. Это посвящение женщинам, которые в военные годы ковали победу в тылу, растили детей, работали на трудовом фронте, ждали своих солдат и верили в победу.
Губернатору понравилось
Идея, как выяснилось, принадлежит председателю совета офицеров и выпускников Тольяттинского высшего военного строительного командного училища (ТВВСКУ) Александру Радченко. В июне 2019 года на расширенном совещании оргкомитета «Победа» с участием губернатора Самарской области Дмитрия Азарова, когда речь зашла о том, чтобы такого знакового создать в Тольятти, полковник в отставке заявил, что есть проект памятника солдатке. С ним он уже три года обращается за поддержкой к местным властям, но пока тщетно. При всем уважении к подвигу переживших Великую Отечественную у муниципалитета при нашем дефицитном бюджете и миллиардных долгах попросту нет денег на бронзу и мрамор для новых памятников. Тем более для того, чтобы почтить память предков-победителей, в Тольятти есть памятники, стелы, Вечный огонь.
Но губернатор, как говорят, ухватился за идею памятника солдатке, раскритиковав «бездействие» главы города и поручив подключить к проработке вопроса общественные организации и в течение ближайших недель предоставить варианты мест установки памятника. После этого была начата работа над вариантами эскиза. Правда, где взять денег, не подсказал.
На этой неделе с докладом о состоянии проекта в администрации Тольятти выступила директор благотворительного фонда «Духовное наследие» им. Сергея Жилкина Марина Шубина. Как рассказала Марина Рафаиловна, определено и утверждено место установки памятника – это парк Победы Автозаводского района, восточнее основного объекта – стелы с Вечным огнем. Проект памятника солдатке – это сама скульптура и благоустройство территории вокруг, включая малые архитектурные формы, скамьи, урны, освещение, ландшафт и озеленение. Памятник должен расположиться на главной аллее прямо за стелой с Вечным огнем, если смотреть со стороны основного входа в парк. Одно только благоустройство, или, как нынче модно говорить, реновация, ведущей к памятнику аллеи и территории вокруг оценивается в 6 млн рублей.
На фоне колосящейся пшеницы
Вариантов скульптуры солдатки сейчас несколько. Автор одного из них – председатель правления Самарского отделения Союза художников России скульптор Иван Мельников. Образ солдатки он представил в виде сидящей бронзовой фигуры женщины, над которой нависают две цилиндрические каменные глыбы. На одной из них изображены падающие бомбы, на другой – летящие фронтовые письма. Один из вариантов содержит еще фоновый ряд колосящейся пшеницы желтого цвета из неизвестного материала. В таком виде памятник оценивается в 7,3 млн рублей.
Тот же скульптор представил варианты солдатки поскромнее: в виде опять же бронзовой женщины в платке и мальчика на мраморном постаменте – почти вдвое дешевле, за 3,8 млн рублей. Модели пока выполнены из пластилина. На третьем варианте Мельникова бронзовая женщина в платке стоит на фоне обрывка киноленты, на котором солдат водружает флаг, возможно, над поверженным Рейхстагом. При этом женщина и кинолента стоят на отдельных мраморных постаментах. В таком варианте скульптура обойдется в 6,3 млн рублей.
Творческий коллектив ТГУ увидел памятник солдатке в виде мраморного постамента с мраморной стеной в форме двух треугольных фронтовых писем. Здесь должны разместиться латунные листы с гравировкой реальных фронтовых писем из семейных архивов жителей нашего края. На переднем же плане памятника находится бронзовая фигура сидящей женщины, погруженной в чтение одного из таких писем. Возможна фигура женщины, смотрящей вдаль как бы в ожидании своих близких с фронта. Такой проект оценивается в 7 млн рублей. Как вариант – то же самое без фигуры женщины, это будет вдвое дешевле – 3,5 млн рублей.
Вариант с храмом
Наконец самый масштабный и дорогой вариант, который и предлагался изначально, – скульптурная композиция тольяттинского скульптора и председателя отделения союза художников в нашем городе Алексея Кузнецова в соавторстве с дизайнером Владиславом Пашко и архитектором Александром Кирьяковым. Скульптурная композиция состоит из фигур двух женщин и трех детей. Одна из женщин сидит на скамейке, вторая – с ребенком на руках – стоит, причем у ребенка то ли нимб вокруг головы, то ли шапочка. Скульптура должна быть выполнена из бронзы на мраморном постаменте. Фигуры памятника стоят на фоне трех больших пилонов (стенки) из нержавеющего металла. Главный пилон выполнен в виде силуэта православного храма высотой 10 метров. Два других пилона, справа и слева от скульптур, как бы устремлены к храму и содержат изображения разного вида работ в тылу: на полях и на предприятиях. На силуэте храма содержатся летящие фронтовые письма, известный плакат «Родина-мать зовет» и четверостишие одного из поэтов Самарской области – Михаила Веревкина, который в годы войны трудился в селе Кинель-Черкассы: «Поклон вам, женщины России: стаж трудовой у вас иной. Если в войну жила, трудилась, ты Русь спасла, ты наш герой!»
Эта скульптурная композиция оценивается в 22 млн рублей, а по уточненным данным Алексея Кузнецова – 25 млн рублей. Марина Шубина, к слову, отметила, что центральный пилон в виде храма выше стелы с Вечным огнем, что, по ее мнению, не должно быть, однако скульптор в беседе возразил, что она не художник и не имеет понятия, что и как должно быть.
За чей счет память?
Несколько слов о самой непростой составляющей вопроса – финансовой. Как сообщил первый заместитель главы администрации Тольятти Игорь Ладыка, реализация проекта памятника вместе с благоустройством территории в зависимости от выбранного проекта в целом должна составить 9-34 млн рублей. Много ли это? Думайте сами, но достаточно вспомнить полную реконструкцию другого знакового места города – площади Свободы с обелиском Славы, Вечным огнем и всей территорией вокруг, выполненную в 2015 году к 70-летию Победы. Все это обошлось в 32 млн рублей.
Следующий вопрос: за чей счет банкет, или кто будет финансировать памятник? По предварительным данным, к этому собираются привлечь ряд городских предприятий и прочих благотворителей нашего города. Так что городская казна пострадать не должна. Но захотят ли предприятия вкладываться в памятник – вопрос пока неясный, так что будет ли он вообще – еще не факт.
Зачем советской женщине купола за спиной?
Корреспонденту «Площадь СВОБОДЫ» удалось пообщаться со скульптором Алексеем Кузнецовым, который рассказал, что памятник солдатке – оригинальная идея Александра Радченко, и она может стать единственным таким памятником во всей России. Однако скульптор считает, что их с Радченко идеями просто воспользовались и сейчас их пытаются «отодвинуть» от реализации.
«Я это многократно проходил на протяжении тридцати лет, – сообщил Алексей Михайлович. – Как, например, памятник Татищеву. Во времена СССР эта идея считалась бредом, и только после того как фото памятника вместе со мной было опубликовано в газете «За коммунизм», за нее ухватились власти, но исполнение отдали другому скульптору, Александру Рукавишникову. Сейчас происходит та же история: мы создали идею, в течение двух лет работали непосредственно над проектом, и в результате он уйдет на исполнение, я даже скажу куда – в ТГУ, достаточно взглянуть на состав оргкомитета. Вы не знаете какой состав? А вы спросите, пусть вам его назовут. Изначально ТГУ представил вариант памятника в стиле «современного искусства» – торчащие из земли руки. Я его раскритиковал, они его, видимо, убрали. Что это за руки из земли – это мертвец! Где лицо, где остальные части тела. Мне говорят, что это современное искусство, а я привожу пример современного искусства у нас в городе, например, вытянутую в одну сторону звезду на ул. Жилина. Видели вы хоть раз, чтобы у нее были цветы, чтобы к ней пришли люди? Или памятник дружбе городов – три трубы на Молодежном бульваре. Вот это современное искусство, оно никому не нужно. И эти торчащие из земли руки были оценены в 22 млн рублей. А наш проект с нормальными скульптурами, сделанный профессионалами, а не какими-то студентами, – 25 млн рублей. Теперь они используют мою идею с текстами оригинальных фронтовых писем, изначально ее предлагал я. Что касается пилона в виде силуэта церкви – это силуэт затопленного храма в Ставрополе. Пилон применен для того, чтобы скульптуры не пропали на фоне зелени. Кто-то говорит, причем здесь храм, ведь в Ставрополе были татары, евреи и так далее. Но в Ставрополе не было ни мечетей, ни синагог, был именно этот храм. Так что все объясняется очень просто. К сожалению, Радченко слег в больницу с инсультом, это случилось в начале сентября, когда он узнал о том, что после того как мы столько работали над проектом, он уплывает кому-то еще. От себя скажу, что на реализацию проекта остались считанные месяцы, я не думаю, что за это время будет сделано что-то достойное. Скорее всего, все будет, как всегда».
Успеем ли?
Как бы то ни было, 6 октября конкурсная комиссия должна отобрать пять наиболее удачных эскизных проектов памятника, после чего с 7 по 30 октября на сайте администрации Тольятти лучший из них будет выбран общенародным голосованием. Победитель конкурса, который получит право на реализацию проекта и изготовление скульптуры, будет объявлен 1 ноября 2019 года.
Опуская вопрос, насколько городу нужен памятник, о котором в пылу популистского патриотизма вспомнили лишь накануне юбилея Победы, подумаем про сроки. Даже при условии, что на этот проект удастся найти деньги, на его реализацию остается всего полгода, хочешь – не хочешь, а к 9 мая надо успеть. Зимой работы по благоустройству, простите, реновации, проводить никак нельзя. А это означает, что времени на исполнение задуманного и того меньше. Не повторится ли история со сквером автостроителей, приуроченным к 50-летию АВТОВАЗа, завершить который не могут уже который год.
В тему
Памятники солдатским матерям
Памятника женщине-солдатке, как и говорил инициатор проекта журналистам «Площади СВОБОДЫ», в России отыскать не удалось. Зато мы знаем, что по городам и весям нашей страны стоит не один памятник матерям, ждавшим и не дождавшимся с фронта своих мужей, сыновей, дочерей, родных и близких. Памятник «Скорбящая мать» установлен в городе Сокол Вологодской области. Памятник солдатской матери Анастасии Ларионовой, отдавшей на алтарь Отечества семерых сыновей, стоит в Омске. Памятник матери есть и в Задонске Липецкой области. Даже в нашей губернии, в поселке Алексеевка Кинельского района, установлен мемориал солдатской матери Прасковье Еремеевне Володичкиной, у которой девять сыновей – Александр, Андрей, Петр, Иван, Василий, Михаил, Константин, Федор и Николай – отдали свои жизни во имя победы.
Сергей Федоров, газета «Площадь СВОБОДЫ», mail-ps@mail.ru
Оригинал статьи опубликован в газете «Площадь СВОБОДЫ»
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ТУ 63 — 00766 от 21.01.2015
Читайте также
Последние новости