Выставка великих модернистов двадцатого века «Золотой поцелуй» открылась в художественном музее в рамках совместного проекта с компанией Арт-Экспо.
– Мы сотрудничаем на протяжении уже трех лет, – подчеркнула на открытии директор ТХМ Марина Баранова. – Одна из задач нашего музея – популяризация изобразительного искусства. На предыдущей выставке в этих стенах были представлены оригиналы Сальвадора Дали, но такое случается не так часто, как хотелось бы. Владельцы оригиналов предъявляют особые требования к их сохранности, а наш музей не имеет отдельного здания. Но возможность представить шедевры мировой культуры нам дает современная техника цифровой печати на натуральном холсте – жикле…
Жикле не просто факсимильно точно передает цвет и фактуру, но еще и воссоздает авторский мазок, кракелюры, даже выпавшие из кисти художника щетинки. Не совпадать может только размер картины.
Восемьдесят работ в технике жикле представляют творчество четырех авторов, прославивших в начале прошлого века направление ар-нуво.
– Название выставке дала картина австрийского художника Густава Климта, – рассказала искусствовед Лариса Москвитина. – Она чрезвычайно популярна и растиражирована. На рубеже девятнадцатого и двадцатого веков происходит расцвет рекламы, афиш, этикеток, связанный с развитием промышленности. Эти первые образцы дизайна представлены здесь произведениями Анри де Тулуз-Лотрека, Альфонса Мухи.
И также здесь представлен менее популярный, но не менее гениальный австриец Эгон Шиле. Он прожил очень короткую жизнь, но сейчас интерес к его творчеству растет. Шиле представлял постэкспрессионизм, он был любимым учеником Густава Климта, работы его тоже, надеюсь, привлекут ваше внимание…
Тулуз-Лотрека прославили именно его афиши, рекламирующие кафе «Мулен Руж». Лихо отплясывающая канкан Ла Гулю, вычурно-элегантный Валентин Бескостный, надменно-трагичный Аристид Брюан – художник лаконичными изломанными линиями и яркими цветовыми пятнами умел передать движения и эмоции звезд кабаре практически на грани карикатуры и гротеска.
Но среди работ французского модерниста – не только плакаты и афиши, а также его живописные работы, в основном портреты. На них, конечно же, артистки и посетители «Мулен Руж», например, клоунесса Ша-Ю-Као или рыжая Роза. Женщин он изображал также гротескно, в необычных ракурсах и позах, но именно так ему удавалось максимально передать индивидуальность персонажа. Впрочем, достойными натурщицами Тулуз-Лотрека стали и лошади: белая кобыла по кличке Газель и вороная Черная Графиня.
Познакомившись с Ван Гогом, Тулуз-Лотрек написал и его портрет, а данью уважения к коллеге стало копирование его манеры письма в технике раздельного мазка. В портрете танцовщицы, выполненном со спины, проглядывает манера другого современника – Дега.
Заглавная работа выставки на самом деле называется «Поцелуй», но она была создана Климтом в его самый продуктивный «золотой период». Из путешествия в Равенну художник привез страстное увлечение византийскими мозаиками с обилием золота и орнаментальных узоров.
В таком же стиле выполненный и столь же популярный портрет «Золотая Адель» стал даже национальным символом Австрии. О нем существует легенда. Банкир Фердинанд Блох-Бауэр заказал портрет своей жены живописцу, узнав об их романе. Так он хотел отомстить: художнику была обещана астрономическая сумма, в старании ее заработать тот бы насмотрелся на модель до отвращения…
1900 год разделил творчество Густава Климта на две части. В конце девятнадцатого века он писал фотореалистичные портреты, был знаменит и обласкан критиками. В 26 лет удостоился императорской награды за заслуги в искусстве. А в 1901 году он представил свои работы, выполненные на масштабный и престижный заказ. Три полотна должны были украсить главное здание венского университета: «Философия», «Медицина» и «Юриспруденция». Картины, мягко говоря, профессорам не понравились, в итоге Климту пришлось отказаться от заказа и продать картины в частную коллекцию.
Недоумевали критики и по поводу картины «Юдифь и Олоферн». Очень уж неправильно художник изобразил героическую израильскую вдову, обезглавившую ассирийского военачальника.
Традиционно в библейском сюжете присутствует служанка, а лицо Юдифи должно быть более целомудренным. Так что долгое время было принято считать, что на картине не Юдифь, а Саломея с головой Иоанна Предтечи…
Альфонс Муха родился в Моравии, когда она еще принадлежала Австро-Венгрии. Художник, иллюстратор, ювелирный дизайнер, чего только не «продавали» его прекрасные женщины в завитках роскошных волос, даже поездки по железной дороге! А также сигаретную бумагу, мыло, духи, шампанское.
В 1900 году Альфонс Муха участвует в оформлении павильона Боснии и Герцеговины на всемирной выставке в Париже. Заинтересовывается историей славян и создает цикл живописных полотен «Славянская эпопея», который в 1928 году передает в дар Праге.
И все-таки прославили Муху другие циклы, такие, как «Время дня», «Времена года», «Драгоценные камни», «Искусства», не живописные, а декоративно-узорчатые, с фирменно-прекрасными женщинами в центре композиции. Однако интересно: пиво и паровозы также рекламируют дамы, а вот на знаменитой рекламе бенедиктинской зубной пасты мы видим монаха соответствующего ордена, углубленного в изучение древней ботанической книги. Он, видимо, ищет в ней ингредиенты для гигиенического средства…
Всего семью работами представлено творчество Эгона Шиле. Художник прожил только 28 лет. Уже после его смерти Люис Крафтс написал роман «Порнограф из Вены». На самом деле он много писал в стиле ню, прекрасно знал анатомию. Но разве это странно, что художник пишет обнаженную натуру? Почему-то его работы привлекали распространителей неприличных картинок, может, в угловатых позах и неожиданных ракурсах моделей им виделось что-то непристойное?
Наверное, именно поэтому интерес к творчеству Шиле стал возвращаться только в последнее время, когда удалось увидеть очевидное: автор гениален, его худые, с искаженными лицами персонажи на самом деле схвачены как нельзя точно, со всей экспрессией и трагизмом. Да и себя автор часто изображал, ничуть не приукрашивая. Его стиль легко узнать по «истерически» четкой линии, в его эстетике заметно влияние фрейдистского психоанализа.
Искусство начала прошлого века – одна из интереснейших страниц мировой культуры. Именно те работы, что представлены на выставке «Золотой поцелуй», находятся в Кембридже, Амстердаме, Вашингтоне, Вене и других «экзотических» городах, нет их ни в Эрмитаже, ни в Третьяковке. Вряд ли многим тольяттинцам посчастливится увидеть их в оригинале.
Хорошо, что есть техника жикле и просветительская миссия музеев. Увидеть шедевры художников-модернистов можно до 16 мая, картины снабжены информационными аннотациями, а по средам, четвергам и субботам – на бесплатные экскурсии по экспозиции.
Адрес Тольяттинского художественного музея: бульвар Ленина, 22 (правое крыло).
Надежда Бикулова, газета «Вольный город Тольятти»
Читайте также
Последние новости