Следующая новость
Предыдущая новость

Валентин Пикуль: Тайна чернильной ручки и огромная ответственность на плечах тихой, скромной жены писателя

— А где вы успели нажить себе так много врагов?

— Для этого не надо быть гением. Делай свое дело, говори правду, не подхалимствуй — и этого вполне достаточно, чтобы любая шавка облаяла тебя из-под каждого забора.

Валентин Пикуль.

Другой замечательный писатель, американский исследователь Льюис Хайд в своем труде «Дар» великолепно развил постулат разделения любых творений. Он их разделил на выработанные усилием профессиональной воли и на полученные в дар. Призвание к творению, призыв музы, обращенный к писателю, очень важны. Ни мольбами, ни напряженным высиживанием, ни тем более деньгами этого не приобретешь. Графоману никогда не добиться того успеха, который выпадает на долю редких литературных самородков. Таких, например, как Валентин Пикуль.

В 80-90-е годы все его книги пользовались огромным успехом, популярность была необыкновенной. В последнее время к творчеству и личности Валентина Пикуля интерес слегка угас.

«Когда я умру…»

«Никогда не пророчествуйте: если пророчество ложно, никто этого не забудет, если оно правильно, никто этого не вспомнит». Так сказал Генри Уиллер Шоу. И оказался не прав. В одной из редчайших книг библиотеки Валентина Саввича уже после его смерти вдова нашла потрясающую запись, сделанную рукою писателя: «Когда я умру, эта книга достанется кому-нибудь, и он подумает: зачем же я занимался подобными предметами? В том-то и дело, что благодаря разносторонности интересов я и стал писателем, хотя при жизни не употреблял никогда этого слова, предпочитая более скромное — литератор. Я имел образование всего пять классов, воевал с 14 лет, и все, что приобрел впоследствии, я приобрел благодаря своей фанатической любви к познаниям. Сейчас мне 31 год. У меня сделано два романа, задумано еще четыре. Писал это Пикуль Валентин Саввич, родился 13 июля 1928 года, умер 13 июля 19..».

Написано это было в 1959 году, а умер он 16 июля 1990 года. Ровно в середине своей жизни Валентин Пикуль сам загадал себе судьбу, но ошибся всего на три дня. Заметим, что параллельно он предсказал, что умрет в 20 веке (19…!), хотя на момент наступления следующего — 21-го – ему должно было исполниться 72 года. Возраст почтенный, но не запредельный. Он покинул наш мир перед самым ночным полетом (он работал ночами), так часто уносящим его в далекие, неведомые нам миры…

Валентин Саввич Пикуль — юнга в жизни, адмирал — в исторической маринистике — умел связывать прошлое с настоящим прочным морским узлом. И делал это так мудро, и так крепко, что пока еще не удалось развязать никому…

Всероссийского читателя — покорнейший слуга

Корни Валентина Савича Пикуля из украинского городка Кагарлык. Именно оттуда родом его отец — морской офицер-инженер, который погиб в 1942 году, защищая Дворец пионеров в Сталинграде. Именно ему писатель посвятил своего «Барбароссу» и некоторые другие произведения о Второй мировой. В Кагарлыке будущий писатель бывал в раннем детстве.

Сам Валентин Саввич в годы войны был юнгой школы юнг Северного флота. Пережил страшную блокадную зиму в Ленинграде, тонул в холодном море, куда его смыло волной. Затем доучивался на Соловецких островах, куда в 1944 году перевели школу. Собственно, благодаря морской тематике Валентин Саввич и обрел известность.

После войны занимался самообразованием, решив посвятить себя литературной деятельности. В течение нескольких лет писал стихи, рассказы, обращаясь к истории Севера, затем к истории России.

Его первая работа — «Океанский патруль» (1954)- окончательно определила весь его жизненный путь. Первый исторический роман «Баязет» вышел в свет в 1961. Затем последовали романы: «Париж на три часа» (1962), «На задворках великой империи» (1964), «Из тупика» (1968). В 1971 в журнале «Звезда» был опубликован роман «Пером и шпагой». В 1974 увидел свет роман «Слово и дело». В 1980-е появляются романы: «Моонзунд» (1973), «Три возраста Окини-сан», «Битва железных канцлеров», «Фаворит», «Честь имею».

До 1990 г. Валентин Пикуль написал и опубликовал 28 романов из русской истории, имеющих, по мнению некоторых критиков, «весьма косвенное отношение к литературе как таковой». Нередко автора упрекали в потакании невзыскательным вкусам, в слишком вольном обращении с историей. Его также сравнивали с Дюма-отцом… Насколько справедливы упрёки и сравнения читатели разберутся сами. Но никто не будет спорить с тем, что для всех его произведений характерны подлинный патриотизм и гордость за историю своего Отечества. Работоспособность Пикуля была уникальна. Все 28 томов своих произведений Валентин Савич написал чернильной ручкой. Когда его спрашивали, почему он не пользуется печатной машинкой или хотя бы шариковой ручкой, Пикуль отвечал, что вся мировая литература написана чернилами. Пока окунешь перо в чернильницу, пока поднесешь его к листу бумаги, вызреет и правильно выстроится мысль. Но, несмотря на это, за ночь Валентину Савичу в общей сложности удавалось написать текст, равный 10-12 страницам машинописи. Рекорд — роман «Из тупика» объемом более, чем в тысячу страниц. Пикуль написал и сам отредактировал его всего за полгода.

Вся его жизнь была — работа, работа и еще раз работа. Буква за буквой, слово за словом, строка за строкой, страница за страницей, книга за книгой. Так прошла вся жизнь: без праздников, без выходных, без отпусков. Работал, как на войне.

Живет страна Пикулия

Времена, когда Пикуля в России не принимали, когда невозможно было сохранить в России его произведения, и он был вынужден, несмотря на свою огромную популярность, переехать жить в Ригу, прошли.

В настоящее время учреждена Международная литературная премия имени В.С. Пикуля, которая вручается с 1993 года. В Североморске с 1991 года одна из улиц носит его имя. Надпись на мемориальной доске гласит: «Улица названа в честь выдающегося русского писателя Валентина Саввича Пикуля. 1928-1990».

В Риге с 2004 года работает мемориальный кабинет, именем Пикуля названа улица в одном из новых микрорайонов и открыта мемориальная доска на одном из домов, где проживал Пикуль. В Санкт-Петербурге 10 лет назад был открыт музей Валентина Пикуля и тоже названа его именем улица.

Появился документальный фильм «Валентин Пикуль в воспоминаниях современников».

По романам писателя снимаются художественные фильмы. Первый двухсерийный фильм, снятый режиссером Александром Муратовым по «Моонзунду», еще при жизни писателя был высоко оценен Валентином Пикулем. Он вышел на экраны в 1988 году, за два года до смерти писателя.

Прекрасный фильм снят по короткому роману Пикуля «Ступай и не греши». В нем представлен целый букет замечательных актеров: Самохина, Тихонов, Русланова, Самойлов, Фарада, Дуров… До сих пор большой популярностью пользуются сериалы по романам: «Баязет», «Богатство», «Фаворит», «Пером и шпагой», «Реквием каравану РQ-17». Все экранизации близки к содержанию книг автора. Правда, в титрах указано: «по мотивам романа В. Пикуля…», а в некоторых случаях мотивы позаимствованы из зарубежных источников, а не у Пикуля…

…Не знаю, по какой причине работники кино не обращаются к миниатюрам Валентина Пикуля, а их написано 151, и каждая из них представляет короткий роман, сжатый до 15-20 страниц текста. Мне думается, что фильм снимать по миниатюрам было бы гораздо проще, чем по объемным произведениям с огромным количеством действующих лиц и сюжетных линий…

И совсем уж кажется невероятным, но одновременно три корабля носят имя писателя: сухогруз «Валентин Пикуль» — порт приписки Санкт-Петербург, морской тральщик «Валентин Пикуль» — порт приписки Новороссийск, ПСКР «Валентин Пикуль» — порт приписки Каспийск (Дагестан). А в далеких космических мирах летает маленькая планета, которая носит такое романтическое название — Пикулия…

Архив писателя хранится в Риге, столице независимой Латвии, где он прожил тридцать лет не такой уж и длинной жизни. Здесь осталась бесценная, уникальная библиотека Пикуля. Собрание рукописей и документов по истории государств насчитывает 11 тысяч томов.

Оберегает эти материалы Антонина Ильинична Пикуль, любимая женщина и вдова писателя.

Виновник брака — Карл 12

С Валентином Саввичем Антонина Ильинична познакомилась уже в Риге, когда, заведовала библиотекой окружного Дома офицеров Прибалтийского военного округа. И у нее, и у него были свои семьи. Студенткой Ленинградского библиотечного института она вышла замуж за латыша — военного моряка. Ездила с ним по различным флотам Советского Союза: несколько лет на Кольском полуострове, семь лет на Дальнем Востоке, затем — Рига.

С Пикулем у них в жизни было много совпадений: в Ленинграде писатель жил на той же 4-й Красноармейской улице, где находилось общежитие ее института. Ее муж служил там, где Валентин Саввич воевал. Женился Пикуль первым браком в ее день рождения. Да и в Ригу они приехали одновременно — в 1962 году: их сюда только перевели, а Пикуль с семьей обменял свой ленинградский чердак на двухкомнатную квартиру в Риге.

Первая супруга Пикуля, Вероника Феликсовна Чугунова, в годы войны была в Риге в советском подполье, вот и хотела вернуться в полюбившийся город. Сам же Пикуль рассчитывал, что в Ригу поедет года на три, но никак не на всю жизнь. Затем оказалось, что в Ленинграде Валентина Саввича уже никто не ждал: квартиру ему не давали, Союз писателей России смотрел косо, ревниво. Так он и остался в Риге.

После переезда Валентин Саввич с супругой поселились недалеко от Дома офицеров. Пикулю очень нужна была библиотека, в которой он мог бы брать книги на дом и заказывать редчайшие и старинные издания из Москвы и из-за границы. Есть такая форма работы, как межбиблиотечный абонемент (книгообмен между библиотеками). Теоретически даже в те времена из Москвы или, скажем, из Варшавы, можно было выудить любую книгу (главное, чтобы она не находилась в разряде невыдаваемых), но здесь все зависело от авторитета заведующей библиотеки-просителя. Библиотека Антонины Ильиничны сразу же пошла навстречу Валентину Саввичу. Ее фондами он пользовался, как своими собственными.

В библиотеку за книгами чаще ходила супруга Валентина Саввича и его друг, Юрий Данилович Вовк. Сам же он баловал своими посещениями редко — был домоседом и очень много работал. Когда Вероника Феликсовна тяжело заболела, книги Пикулю стали носить библиотекари.

Писатель очень тяжело пережил смерть первой супруги: много пил, еще больше курил. Он очень хотел ее спасти: потратил много сил, нервов и почти все деньги. Но ничего не помогло, и ее не стало. Именно в этот, самый тяжелый, период жизни Пикуля, когда вся работа была заброшена, в библиотеку пришла книга, которую писатель с большим нетерпением ждал: произведение шведского короля Оскара II — «Карл ХII», которое библиотекари долго пытались заполучить. Заведующая сразу же позвонила Пикулю, пригласила его зайти в библиотеку за книгой, Пикуль ответил, что очень плохо себя чувствует, и попросил занести «Карла ХII» домой.

Валентин Саввич действительно находился в весьма плачевном состоянии. От лица библиотеки Антонина Ильинична предложила взять шефство над ним: приносить еду, стирать, убирать. Пикуль ответил контрпредложением… выйти за него замуж.

Никаких ухаживаний не было. «С мужем к тому времени мы рассталась, — вспоминала Антонина Ильинична,- хоть и продолжали жить в одной квартире. У меня подрастало двое детей -14 и 16 лет… Я призадумалась и сказала, что должна спросить у детей, если они отпустят — тогда согласна. «Поехали спрашивать», — бросил Пикуль. На такси мы подрулили к моему подъезду, и он сказал: «Жду полчаса, затем уезжаю. Но мне хотелось бы, чтобы ты там пробыла не больше 15-20 минут. Ничего из дому не бери. Мы все купим новое».

Антонина Ильинична не до конца выполнила просьбу Валентина Саввича: взяла из дома 3-томник Есенина и 6-томник Блока. Дети ее отпустили, но всю дорогу назад она проплакала.

…. На второй день их совместной жизни Пикуль выдал ей два чемодана писем. Архив у него был настолько большой, что работы по его обработке хватило бы на целый институт. Кроме того, писатель был обладателем уникальной библиотеки, тома которой книголюбы сегодня называют раритетами.

«Я мерил жизнь томами книг»

У Пикуля была собрана большая коллекция или галерея по истории русского портрета. Прежде чем писать о каком-то герое, он должен был посмотреть ему в лицо. И таким образом собрал портреты русских людей и тех иностранцев, которые оставили какой-то след в истории России. Всего — около 50 тысяч единиц хранения.

На каждый собранный портрет Пикуль заводил каталожную карточку и на нее заносил биографические данные, а именно: кто писал портрет, годы жизни, время исполнения, кто на нем изображен, его годы жизни. А также информацию о том, что собой представляет портрет, как произведение искусства: масло, гравюра, рисунок, шарж. И еще размеры этого произведения, где портрет находится, откуда поступил, есть ли копии, откуда взята эта информация.

Антонина Ильинична до сих пор обрабатывает и готовит материалы к печати. Края этой работе не видно. Ей, по возможности, помогает дочь Марина. Но она живет с мужем в Санкт-Петербурге, приезжает в Ригу ненадолго. Внуки живут с бабушкой и тоже помогают.

У Пикуля была составлена еще одна картотека — исторических лиц или, как он называл ее, «покойницкая». Это своего рода библиографический указатель книг о том или ином историческом лице, составленный на основании его собственной библиотеки. Делал писатель это так: допустим, читал книгу какого-то автора, который дает сведения об адмирале Георгии Карловиче Старке (одном из героев его книг). Он заводил каталожную карточку на имя Г. К. Старка и ставил в каталожный ящик. Читал или изучал другие источники, и снова встречал сведения об этом человеке, доставал карточку и указывал источник. На некоторых карточках о героях его книг указано от 3 до 40 источников. Картотека содержит сведения, почерпнутые из книг и периодических изданий, имеющихся в его библиотеке.

Для исторического романиста такие картотеки (портретную и картотеку исторических лиц) иметь под рукой очень важно. Ему не надо искать материалы о том или ином герое — стоит протянуть руку, открыть каталожный ящик, снять альбом и книги с полки и получить сведения об интересующей личности.

Кроме того, Пикуль составлял генеалогическое древо каждого героя, т.е. по главным своим персонажам он делал генеалогические выкладки, рисуя их на больших листах.

Литературы по этому вопросу в советское время выходило мало, да и сейчас это — большая редкость, поэтому генеалогические выкладки героев его книг Антонина Ильиничне тоже хотелось бы издать. Необходимость этого она почувствовала по письмам читателей, потому что они часто спрашивали и до сих пор спрашивают: «Вы не знаете, кто был мой прадед, прапрадед?» В основном, естественно, это касается тех, кто имел дворянские корни.

«Не ходи к НИМ, не проси у НИХ!»

Сегодня в Риге существует Клуб читателей Пикуля. Еще в 1992 году Антонина Ильинична основала Фонд Валентина Пикуля, а при нем — библиотеку и музейную экспозицию. Все это располагалось в Музее истории войск Прибалтийского военного округа. В связи с выводом войск из Латвии книжный фонд библиотеки окружного Дома офицеров, которой она заведовала, был передан в библиотеку военного городка Адажи. При передаче заведующая попросила у командующего разрешения выкупить за свой счет три тысячи книг из фонда библиотеки. К ним присоединила около 2000 книг, подаренных Пикулем из фонда своего книгохранилища библиотеке, где она работала. Таким образом, у нее собрался фонд около 5 тысяч книг, и она открыла библиотеку для читателей, которых бросили на произвол судьбы, а потом при ней — и музей Валентина Пикуля. Обслуживала всех читателей, которые приходили. Библиотека была открыта четыре дня в неделю.

Когда помещение было передано музею Яниса Райниса, Антонину Ильиничну попросили освободить занимаемую площадь: двум художникам слова оказалось тесно под одной крышей. Она вместе с фондом переехала во Дворец Петра, который впоследствии был продан с молотка. Потом ее приютил культурно-образовательный центр «Неллия», выделив две комнаты.

Когда-то Пикуль сказал жене: «Если после моей смерти ты захочешь сделать что-нибудь для меня, прошу тебя об одном: не ходи к НИМ и не проси у НИХ». Он имел в виду чиновников и политиков.

Сначала она не послушалась его. После развала Союза поехала в Москву и добилась встречи со многими политиками. Пыталась договориться о создании музея и библиотеки Валентина Саввича в России. Никаких денег вдова не просила, никаких условий, кроме сохранения в целости архива и собрания Пикуля, не ставила. Чиновники смотрели на нее, как на сумасшедшую. Ничего Антонина Ильинична не выходила и вернулась в Ригу с пустыми руками. С тех пор никуда не ходит и ничего не просит.

Сейчас к судьбе музея Пикуля не проявляют интереса ни латышская, ни русская стороны. Лишь российское посольство иногда участвует в культурных мероприятиях. Никаких предложений о перевозе в Россию всего имущества Пикуля не поступало. Разве что Пушкинский дом в Санкт-Петербурге несколько раз обращался с просьбой передать им на вечное хранение рукописи и основные документы из его жизни и творчества…

Зато частую «заботу» об архиве стали проявлять иностранцы. Однажды выходец из России в прошлом, проживающий в Финляндии, просил вдову переехать в Хельсинки и там открыть музей для русских, пообещав выделить под него целый особняк. Но мудрая женщина понимала и душой, и сердцем, что наследие патриота земли русской, исторического романиста и писателя-мариниста должно принадлежать России, ибо он жил, любил, мечтал и трудился в первую очередь для российского читателя. Недаром в одном из своих интервью он как-то сказал: «Всероссийского читателя — покорнейший слуга»…

Смысл жизни писателя созвучен строчкам поэта Виктора Сикорского:

Я б хотел без имени, без отчества

К вам в сердца войти под стать мечте,

Чтоб мое невидимое зодчество

Выразилось в вашей доброте.

Мне не надо, чтобы меня вы помнили,

Слава мимолетна, как гроза.

Хочется мне только, чтоб вы подняли

К небу просветленные глаза.

В настоящее время Антонина Ильинична обитает в одной комнате, обрабатывает огромнейший архив Пикуля, обслуживает читателей, встречается с журналистами, почитателями и друзьями Валентина Саввича. Они вместе обсуждают новости и вопросы, которые их интересуют, проводят встречи с интересными людьми, делятся жизненными радостями и горечами, и … расходятся по домам. Это, конечно, своего рода клуб по интересам.

И можно только удивляться и по-хорошему позавидовать тому, как до сих пор эта женщина любит Валентина Савича, как бережно хранит каждое написанное им слово, как стремится продолжить каждое начатое им дело! Потому что это гигантский труд и она одна, по сути, выполняет работу целой организации! Впрочем, судите сами.

После того, как мужа не стало, Антонина Ильинична подготовила и издала несколько книг о нем. В книге «Валентин Пикуль. Из первых уст», выдержавшей не одно переиздание, она рассказывает о совместных годах жизни, о том, что видела, слышала, свидетелем чему была. Это первый опыт ее работы в литературе. После выхода книги в свет в 2005 году тиражом 50 000 экземпляров Антонина Пикуль была принята в члены Санкт-Петербургской писательской организации, на учете в которой состоял в свое время ее муж.

Вторая книга, вышедшая в 1998 году, посвящена письмам читателей Валентину Пикулю. Она называется «Уважаемый Валентин Савич!» — так чаще всего обращались к писателю читатели. Третья книга включает в себя автобиографические данные о Валентине Пикуле, которые она обнаружила в его архиве. Все его ремарки в книгах, где он касался своей биографии и творчества, вдова бережно собрала воедино и выступила составителем. Книга называется «Валентин Пикуль. Я мерил жизнь томами книг». Четвертая ее книга — воспоминания современников о Пикуле «Живет страна Пикулия» в 2006 году была признана «Лучшей книгой года» в номинации «Память сердца». Кроме того Антониной Ильиничной опубликовано несколько альбомов — фотолетописей.

Несколько крупных произведений Пикуля и много миниатюр остались недописанными. В последнее время, чувствуя, что ему не написать столько романов, сколько знаний, сюжетов и героев находилось у него в голове, Пикуль писал миниатюры. Только за последние два года жизни он написал два тома исторических миниатюр. Уже после смерти писателя вдова подготовила их к печати и издала.

В 27-й том собрания его сочинений вдова включила три незаконченных романа. «Жирная, черная, грязная, страшная и продажная красавица» — роман об истории нефти. Пикулю нравилась эта тема, но он говорил, что все равно эту книгу не сможет закончить, потому что если кончится нефть, наверное, кончится и цивилизация.

Второй роман — «Янычары». Речь в нем должна была отражать события на Ближнем Востоке во времена Екатерины Второй. И третий роман — «Псы господни», в котором автор хотел рассказать читателю о проникновении иезуитов сначала в Западную Европу, а потом в Россию.

Антонину Ильиничну радует то, что многие русские школы в Латвии включают в программу по литературе сочинения, рассказы, эссе о жизни и творчестве Пикуля, а русская община Латвии проводит ежемесячные Пикулевские чтений по миниатюрам писателя.

На плечах тихой, скромной женщины лежит огромная ответственность — сохранить и по возможности обработать все, что оставил после себя русский писатель Валентин Пикуль. Ее мечта — обработать и издать хотя бы каталог галереи по истории русского портрета и портретную картотеку, а это займет не менее десятка томов. Дело нужное — многие люди потеряли знания о своих родных из-за «поворотов» нашей истории и теперь очень страдают от этого. Она рада тому, что среди издателей нашла неравнодушных людей, любящих и ценящих творчество Пикуля.

…Как же надо было тогда и сейчас любить человека, чтобы делать ради него такой титанический труд? Но Валентин Пикуль стоил того, чтобы ради него жить и трудиться.

Литература:

Его труды:

1. Пикуль В.С. Собрание сочинений: В 20 кн. — М.: «Деловой центр», 1991
2. Пикуль В.С.Собрание сочинений в 22-х томах (28 книгах). — М.: «Новатор», 1992.

О нем:

1. Весёлый А. В Риге открылась аллея Валентина Пикуля/ Алексей Весёлый// Эхо Москвы.- 2016.- 21 июля.
2. Доценко В. Д. «Корма крейсера уходила в шипящее, как шампанское, море…»//Доценко В. Д. Мифы и легенды Российского флота. — М.: «АСТ»; «Полигон», 2004.
3. Новичихин Е. Г. «О наших мерзавцах и подлецах…» // Новичихин Е. Г. Былого лики и чекры: Воспоминания. Очерки и публицистика. Путевые заметки. — Воронеж: «Центр духовного возрождения Черноземного края», 2012. — Стр. 72-76.
4. Пикуль А. И. Валентин Пикуль. Из первых уст.- М.: «Вече», 2005.
5. Пикуль А. И. Валентин Пикуль: Слово и дело великого романиста. — М.: «Вече», 2013. — 720 с., ил. — Тираж: 2000 экз.,
6. Пикуль А.И. Муж покупал свои романы у спекулянтов //Собеседник.- 2006.- №7-8.
7. Прокофьева Т. Валентин Пикуль. Окно в прошлое//Крестьянка.-2008 года.- №7-8.
8. Рыжов А.С. Литературные пророки. Они предсказали будущее. — М.: «Эксмо», 2007.-352с.
9. Соколова О. Тысяча жизней одного человека: Интервью Ольги Соколовой с вдовой писателя//Интернет: rosbalt.ru/world/2016/07/12/1531227.html

Подготовила Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Тольяттинская библиотечная корпорация»; e-mail: rossinskiye@gmail.com

Источник

Последние новости