Следующая новость
Предыдущая новость

Виктор Поляков: С его именем связано становление АВТОВАЗа и Тольятти

Виктор Поляков: С его именем связано становление АВТОВАЗа и Тольятти

В Тольятти готовятся к 50-летию со дня выпуска первого автомобиля на Волжском автомобильном заводе и к 70-летию со дня образования дважды орденоносного «Куйбышевгидростроя» (КГС), который построил крупнейшее в СССР автопредприятие. «Волжская коммуна» при содействии ветеранов КГС и ВАЗа продолжает рассказывать о том, как возводился Волжский автомобильный завод, и о людях, которые внесли большой вклад в дело рождения автогиганта.

Начинал слесарем

Первым генеральным директором Волжского автомобильного завода стал Виктор Поляков.

Родился он за два года до Великой Октябрьской социалистической революции в Томске. В 1922 году Поляковы переехали в Москву, где Виктор пошел в школу. Подросток хорошо учился, и ребята избрали его старостой. Ему очень нравилась радиотехника. Но в прессе тогда шла активная дискуссия вокруг автомобилизации СССР, и эта тема увлекла молодого человека. В1930 году он решил, что будет инженером-автомобилистом. Правда, сначала поступил в фабрично-заводское училище (ФЗУ) и стал учеником слесаря автошколы.

Через два года Виктор Поляков закончил обучение и устроился слесарем автобазы Наркомата тяжелого машиностроения. Через некоторое время его избрали секретарем комсомольской организации.

А с 1934 года молодой специалист уже работал на Московском авторемонтном заводе. Сначала техником, потом мастером, а затем дорос и до заместителя начальника цеха. Он хотел получить высшее образование, но с работы его не отпускали. Поэтому он решил учиться на вечернем отделении Московского автодорожного института. Поляков сдал все экзамены на «отлично» и стал студентом.

В 1938-м будущий генеральный директор ВАЗа окончил вуз и ему была присвоена квалификация инженера-механика по специальности «Эксплуатация автотранспорта». Он получил красный диплом.

Офицер автобата

В том же году его забрали в армию рядовым красноармейцем. Уходил на три года, но началась война. Так что Поляков вернулся домой почти через восемь лет.

Служил на разных фронтах, но задача у него была одна – руководить ремонтом автомобилей. Он успешно справлялся с ней и прошел всю войну до конца.

Однажды Поляков отбыл с пакетом в соседнюю часть. Пока его не было, автобригаду разбомбили. Вернувшись, он увидел погибших товарищей и искореженные автомобили, которые уже не было возможности отремонтировать.

В 1943 году Полякова наградили медалью «За боевые заслуги». Затем была медаль «За оборону Советского Заполярья», орден Красной Звезды, медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Делал первый «Москвич»

В 1946-м инженер-майор Поляков демобилизовался и вернулся в Москву. Вскоре устроился на Московский завод малолитражных автомобилей инженером-испытателем. Но руководители предприятия, заметив его незаурядность и организаторские способности, практически сразу повысили специалиста. Сначала назначили старшим инженером цеха испытаний, затем начальником лаборатории, заместителем начальника цеха и, в конце концов, начальником цеха. Так что в первый послевоенный год у 31-летнего фронтовика был рекордный должностной взлет.

Поляков непосредственно участвовал в выпуске первого автомобиля «Москвич-400». Автомобиль получился надежным, неприхотливым и технологичным в производстве.
В 1950 году Виктора Полякова назначили заместителем главного конструктора, а затем главным инженером (заместителем директора) МЗМА (позже — АЗЛК).

Виктор Николаевич постоянно был допоздна на заводе и с других строго спрашивал. Причем тактично, без ругани. Самое гневное выражение Полякова: «Вы несерьезно себя ведете». Сам же он на работе всегда был серьезен, хотя в кругу друзей преображался.

В 1958-м Виктор Николаевич был представлен коллективу Московского завода малолитражных автомобилей в качестве директора. Он активно знакомился с опытом зарубежных стран.

Побывал на автозаводах Австрии, Италии, Франции. Изучал процесс производства на заводах Форда в США.

А на МЗМА тем временем создали «Москвич-401» и «Москвич-402». Но Поляков был недоволен. Торопил коллег разработать «Москвич-410» — автомобиль повышенной проходимости.

В 1959-м на завод прибыла итальянская делегация, в составе которой был легендарный создатель самых популярных в то время автомобилей ФИАТа — «Тополино» и модели «1100» — Данте Джакоза.

Он откровенно сказал Полякову: «Завод у вас старый, тесный и в целом плохой. На нем производить хорошие автомобили невозможно. Однако, — сделал все же реверанс, — ваш последний автомобиль мне нравится».

Виктор Поляков тогда промолчал. Он и сам все это знал. Приходилось мириться с обстоятельствами и мечтать о новом заводе.

Разговор с Брежневым

Через семь лет Виктор Поляков сделал решительный шаг к своей мечте. В августе 1966 года, уже будучи заместителем министра автомобильной промышленности СССР, он пришел к министру Александру Тарасову и сказал, что хочет стать директором нового автогиганта, который планировалось построить в Советском Союзе.

Рассказывают, что Александр Михайлович внимательно посмотрел на Полякова и сказал: «А ты знаешь, я согласен. У тебя опыта побольше, чем у Гринчара (Николай Гринчар — советский конструктор автомобилей. — Прим. ред.). Да и я знаю тебя получше. Мы с тобой еще в 46-м году «Москвич» выпускали. Назовем тебя, как в оборонной промышленности – генеральным директором».

Вопрос о руководстве нового автозавода решался на самом верху – в Политбюро ЦК КПСС. Председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин поддержал Александра Тарасова и одобрил кандидатуру Полякова.

Министр повез Виктора Николаевича на встречу с генеральным секретарем ЦК КПСС Леонидом Брежневым. «Каким образом вы намерены делать этот завод?» – спросил Леонид Ильич.
Поляков ответил: «Я намерен прислушаться к рекомендациям специалистов ФИАТа и соблюсти все требования западной технологии».

Многие предложения Виктора Николаевича не совсем подходили для социалистического способа производства. Он, по сути, откровенно признал, что уровень развития отечественной промышленности находится на низком уровне. Это могло не понравиться Брежневу, ведь так Поляков принижал достижения социалистического строя и возвышал успехи капиталистического. Но иного выхода он не видел. И должен был, несмотря на опасность для него и для дела, высказаться принципиально. Ведь надо было сразу договариваться о правилах игры.

К счастью, Брежнев понял все правильно. «Хорошо, я согласен, — сказал он. — Готовьте документы».

Поляков с Тарасовым быстро подготовили нужные бумаги, и утверждение их на самом высоком уровне позволило выиграть время в решении крайне трудных вопросов, связанных с деятельностью многих институтов, организаций, предприятий.

Кандидатуру Полякова на пост генерального директора строящегося завода утвердили Постановлением Совета Министров СССР №2127 от 8 сентября 1966 года.
Кроме того, он сохранил за собой полномочия заместителя министра.

В следующих номерах мы расскажем о деятельности Виктора Полякова на ВАЗе.

Материал подготовила Людмила Моховикова — член клуба АВТОВАЗа «Патриот», журналист, писатель
Оригинал статьи опубликован в газете «Волжская коммуна»

Источник

Последние новости