Так совпало, что за минувшую неделю сразу несколько моих друзей и знакомых пожаловались, что один банк под разными предлогами внезапно заблокировал их банковские карты.
Поводы были разные: требования судебных приставов (о долге и суде человек даже не подозревал), претензии налоговой (хотя налоги заплачены), передача карты третьему лицу (сын пытался помочь разобраться с платежами матушке пенсионерке) и даже попытка перевести деньги со своей карты на карту клиента другого банка.
В некоторых случаях разбирательства идут по сей день. Все это время клиенты банка не могут пользоваться собственными средствами. Для некоторых моих знакомых такая ситуация не просто трепание нервов. Драконовские действия банка оставляют людей буквально без копейки не на день и не на два. Если вы думаете, что я сгущаю краски, уважаемые держатели карт, то загляните в свой кошелек и посмотрите, много ли в нем наличности.
А также несколько раз мне пришлось выслушать историю, что теперь каждый платеж с карты свыше 10 тысяч рублей требуется подтверждать звонком в банк с указанием своих персональных данных.
Возможно, это просто совпадение, но, скорее всего, банки не упустили возможность активно контролировать счета своих клиентов. Такую свободу действий российские банки получили после того, как 28 июня 2018 года был подписан Федеральный закон «О внесении изменений в отдельный законодательные акты РФ в части противодействия хищению денежных средств», где было дано право банкам официально блокировать карты и электронные кошельки.
Официальная цель – противодействие воровству и мошенничеству. Так, например, за минувший год Центробанк рассказал о несанкционированных списаниях со счетов россиян на сумму почти в 2 млрд руб. Около 50% всех попыток прошли успешно, и деньги были похищены. При этом за последние годы показан рост числа таких операций.
Теперь по закону банк может без согласия клиента приостановить работу карты на срок до двух рабочих дней, если транзакции носят подозрительный характер. А информацию о такой активности банки обяжут передавать в Центробанк. Владельца карты уведомят о ее блокировке по телефону или электронной почте. Но если в течение пяти рабочих дней получатель денег документально обоснует поступление платежа, то деньги будут зачислены на счет. Если от владельца карты клиента будет получено уведомление об отсутствии подозрительной деятельности с его счетом, то карта будет разблокирована.
Какие же операции могут показаться автоматике банка подозрительными и привести к блокировке карты. Эксперт «Площади Свободы», работник одного из тольяттинских банков, рассказал, что сомнительными могут признать платеж, который только поступил на вашу карту и тут же вы собрались его перекинуть куда-либо еще.
Другой вариант – если клиент впервые оплачивает услуги какой-нибудь компании, которую банк считает ненадежной. Под внимание системы попадают также поступления от сомнительных источников, например, анонимных кошельков. Или же частые и стабильные переводы от одного и того же клиента. Так что по требованию банка придется представить документы, подтверждающие источник денег. Срок рассмотрения ваших справок – от двух до пяти дней.
Но и после процедуры банк может принять отрицательное решение о разблокировке, сославшись на то, что бумаги не объясняют экономического смысла операции.
Хотя указанный федеральный закон вступит в силу 26 сентября 2018 года, но уже смело можно сказать, что закончилась эпоха, когда «скинуть на карту» было самым простым и быстрым способом рассчитаться за ремонт квартиры, расплатиться с дружеским долгом или оплатить маникюр, который делает ваша старая приятельница на дому. Теперь банк видит все, и за каждый платеж, похоже, придется отчитаться.
Анна Кондратьева, главный редактор газеты «Площадь СВОБОДЫ»
Оригинал статьи опубликован в газете «Площадь СВОБОДЫ»
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ТУ 63 — 00766 от 21.01.2015
Читайте также
Последние новости