Следующая новость
Предыдущая новость

Вольтер: Как бы богатые могли защищать свои богатства от бедных?

11.01.2021 16:56

Вольтер — поэт и крупнейший французский философ-просветитель XVIII века (1694-1778).

Кто из нас хоть раз в жизни не слышал фразу: «Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить»? Это крылатое выражение о принципах свободы слова и демократии приписывается Вольтеру. На самом деле авторство принадлежит английской писательнице Эвелин Холл, а фраза прозвучала в её книге-биографии Вольтера.

Вольтер был и поэтом, и прозаиком, и историком, и правозащитником, и просто очень мудрым человеком. А у мудрости нет возраста, истинная мудрость не стареет и не устаревает, пребывает над временем и с улыбкой пренебрегает временами.

В библиотеке «Фолиант» состоялся кинолекторий на тему: «Вольтер: «Главное — ладить с самим собой».

Посмотрев документальный фильм «Эпоха Просвещения. Франсуа Мари Аруэ де Вольтер», читатели чуть больше прикоснулись к литературному наследию философа. Задумались над тем, чем именно оно подрывало авторитет монархии и все феодальное мировоззрение в целом.

Узнали о том, какую роль сыграли труды Вольтера в подготовке умов к Великой Французской революции и о том, что фраза «Если бы бога не существовало, его надо было бы придумать», действительно, принадлежит Вольтеру. Правда цитируется не полностью, а это в корне меняет её смысл! «Если бы бога не существовало, его надо было бы придумать, иначе как бы богатые могли защищать свои богатства от бедных?» — так звучит полная версия высказывания.

Торжество разума, по Вольтеру, заключается в том, чтобы «жить в мире с теми, кто разума не имеет». Что это означает?

Итак.

Вольтер (настоящее имя Франсуа Мари Аруэ) родился 21 ноября 1694 года в Париже, в семье мелкого правительственного чиновника. После колледжа он занялся изучением права, но вскоре без сожаления променял юриспруденцию на лавры дерзкого стихотворца и радости светской жизни. Уже в 1718 году была поставлена его первая значительная пьеса «Эдип». Она была благосклонно принята публикой, а ее автор стал подписываться псевдонимом «де Вольтер».

Острые сочинения, в которых Вольтер язвительно задевал влиятельных людей того времени, привели его сначала в тюремную камеру, а потом в изгнание. В конце 1726 года он вынужден покинуть Париж. Более двух лет француз Вольтер жил в Англии. Это только укрепило его приверженность к политической свободе. Свои либеральные взгляды он изложил в знаменитых «Философских письмах». В 1734 году книга была сожжена по приговору Парижского парламента, а над автором нависла угроза ареста.

Следующие десять лет Вольтер провел в замке своей возлюбленной, маркизы дю Шатле. Эти годы оказались весьма плодотворными для Вольтера: он создал там трагедии «Альзира», «Трактат о метафизике», «Основы философии Ньютона», «Век Людовика XIV».

Свои произведения Вольтер был вынужден издавать часто анонимно, отрекаясь от них, когда молва объявляла его автором. Печатал он их за границей, провозил во Францию контрабандой.

Нужно признать, что в своей борьбе против доживающего свой век старого порядка Вольтер опирался на огромную влиятельную аудиторию как во Франции, так и за границей. Находясь в переписке с Екатериной II и с Сумароковым, свою «Историю Петра» и отчасти «Карла XII» он посвятил России.

Во Франции культ Вольтера достиг своего апогея в эпоху Великой революции. В 1792 году, во время представления его трагедии «Смерть Цезаря», якобинцы украсили голову бюста Вольтера красным фригийским колпаком.

В XIX веке культ пошёл на убыль, но в эпохи революций имя и слава Вольтера всегда возрождались снова. Так было на рубеже XIX века в Италии, куда войска генерала Бонапарта принесли принцип декларации прав человека и гражданина. Так отчасти было в Англии, где Байрон, борец против Священного союза, прославил Вольтера в октавах «Чайльд-Гарольда». Так было накануне мартовской революции в Германии, где Гейне воскрешал его образ. На рубеже XX века вольтеровская традиция в своеобразном преломлении ещё раз вспыхнула в «философских» романах Анатоля Франса.

В 1744 началась краткая и неудачная карьера Вольтера-царедворца. Холодность Людовика XV, разочарование в версальском дворе, смерть маркизы Дю Шатле вынудили Вольтера принять приглашение Фридриха II, ко двору которого он явился в 1750 году. Вольтер рассчитывал прижиться в Пруссии, но двуличие и деспотизм Фридриха стали причиной его переезда в Швейцарию. В 1754 году он поселился в Швейцарии и там провел большую часть оставшейся жизни.

Вольтер продолжал вести активную творческую жизнь, писал сотни писем, выпускал множество литературных, публицистических, философских и исторических сочинений. Написал «Историю Российской империи при Петре Великом».

Когда Вольтеру исполнилось 83 года, он решил еще раз повидать Париж. 10 февраля 1778 года патриарх французского Просвещения прибыл в столицу Франции, где его ждала восторженная встреча.

Спустя три месяца, 30 мая 1778 года Вольтер скончался.

С 80-х годов XVIII века и вплоть до XX века духовенство Русской православной церкви боролось с идеями и книгами французских философов-материалистов. В частности, духовное ведомство издавало литературу, в которой подвергало критике идеи Вольтера. Оно добивалось конфискации и сожжения его произведений.

В 1868 году русской духовной цензурой была уничтожена книга Вольтера «Философия истории», в которой духовные цензоры обнаружили «глумление над истинами и опровержение священного писания». В 1890 году уничтожению подверглись «Сатирические и философские диалоги» Вольтера, а в 1893 — его поэтические произведения, в которых были найдены «антирелигиозные тенденции».

Тем не менее, мысли Вольтера живы. Кроме того, потомкам осталось большое количество портретов, которые написал друг философа — швейцарский художник Жан Юбер.

Так, например, известно, что Вольтер прекрасно играл в шахматы. Постоянным его противником на протяжении 17 лет был иезуит отец Адам, живший в доме философа в Ферне. Их партия в шахматы с натуры запечатлена Жаном Юбером на картине «Вольтер, играющий в шахматы с отцом Адамом». Эта картина и значительная часть портретов Вольтера кисти Юбера были приобретены Екатериной II и сегодня хранится в Эрмитаже.

Читайте также: Александр Герцен, о чем умолчали в советской биографии писателя и революционера

Подготовила Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти; e-mail: rossinskiye@gmail.com

Источник

Последние новости