На пресс-конференции, посвящённой началу тридцатого сезона театра «Колесо», разговор шёл о новых спектаклях и творческих планах. Коснулся он и будущего.
«С чем у вас будут ассоциироваться следующие 30 лет, как вы думаете?», – задала невинный вопрос актёрам, работающим в «Колесе» с основания, новая заведующая литературной частью – Марина Сергиенко.
И тут неожиданно эмоционально выступила заслуженная артистка России, ведущая актриса театра «Колесо», стоявшая у истоков его создания – Ольга Самарцева, озвучив то, о чём кулуарно говорят работники почти всех учреждений культуры города:
«Да печалька, Мариночка, печалька! Потому что душат, душат со всех сторон! Не мне, конечно, об этом говорить, Янина Николаевна (Незванкина – директор театра) на своей шкуре это испытывает, но печально, как душится культура. Мы создавали этот театр, структуры, цеха, сидели ночами – собирали своими руками и вешали люстру к открытию первого сезона, ремонтировали малый зал, ставили забор, делали гараж, который забрала себе мэрия.
И сегодня раз – всех сократили, убрали! Как жить? Театр – это государство, у которого должно быть всё своё. Люди, которые устраивают реорганизацию, не понимают, что субботы и воскресенья – главные рабочие дня театра, а нас в это время лишают автомобильного транспорта. Если нам что-то понадобится, мы должны заказывать за свой счёт.
Наши пошивочные цеха сейчас шьют костюмы на 29 персонажей, а они ещё и переодеваются. Представляете, сколько это будет стоить, если заказать на стороне? А кто нам эти деньги даст? У нас нет денег на постановочные расходы. Вот и выживай».
Вот так, в быту, работники городских учреждений культуры столкнулись с новой системой организации труда нетворческих работников. Как мы уже сообщали, с 1 сентября весь вспомогательный и, частично, административно-управленческий персонал учреждений культуры выведен за штат и переведён в другое муниципальное учреждение.
Теперь всё те же завхозы, водители, другие специалисты работают не в театрах и филармонии, а в отделе административно-хозяйственной деятельности. Они перешли туда с автомобилями, имуществом и функционалом, который у них раньше был на прежних местах работы. Но бывшие коллеги реагируют нехорошо:
«Мэрия забрала наш автомобиль, который мы сами заработали/нам подарили спонсоры».
«Теперь водитель – наш же, который у нас работал, приезжает в театр, к нему подходишь: – Давай съездим туда-то. – Не могу, у меня бензин строго лимитирован. В следующем месяце съездим. И он целый день просто сидит в театре!»
Просим водителя: «Надо ещё в один магазин заехать, чтобы купить то-то и то-то. – Не могу. Вы машину заказали по этому маршруту, отклоняться нельзя».
Конечно, работников театров трясёт от возмущения. Мы плохо себе представляем, что учреждения культуры работают по ненормированному рабочему графику. С 8:00 до 17:00 – не их вариант. При этом театр – это производство, с бюджетами и сроками. Там есть, например, пошивочные цеха, где шьют костюмы, надо покупать ткани, нитки, шарфики, колготки, обувь.
Бутафорский цех должен изготовить декорации. Если хотя бы водителей, которые могут привезти всё нужное для работы, вывести за штат и они будут приезжать строго по своему расписанию, театру будет неудобно работать, пойдут простои.
Филармонии и театрам часто приходится встречать гостей – режиссёров, актеров, музыкантов – с ночного рейса самолёта или поезда. Тут тоже возможны некие недоразумения с транспортом.
Мы не замечаем, но обычно туалеты в учреждениях культуры работают, и там чисто, если не в конце вечера туда зайти. Но на следующий день там снова чисто. А сегодня директор одного из учреждений в частной беседе недоумевает: «У нас в бюджете заложены средства на покупку туалетной бумаги. Но кто её купит, если завхоз приезжает к нам раз в неделю, а все другие заняты своей работой?».
Завхозу, можно предположить, тоже будет нелегко, потому что одновременно концерты и спектакли проходят в нескольких учреждениях, в которых и туалеты, и буфеты для посетителей открыты.
Директор «Колеса» Янина Незванкина попыталась смягчить слова Ольги Самарцевой:
«Финансово-экономическая ситуация нашего города не позволяет содержать все учреждения, которые подведомственны департаменту культуры, в том финансовом объёме, который был изначально. Каждый год мы вынуждены проводить оптимизацию. На сегодня выведен вспомогательный состав, транспортный цех, что создаёт проблемы в оперативной деятельности театра.
Если мы будет делать только спектакли и не будем гастролировать, не сможем выполнить показатель по выездным мероприятиям, а он есть в муниципальном задании. На сегодня выстроена работа, пока спотыкаемся, есть сложные моменты с подачей заявок…
Сложившаяся ситуация – вынужденная. Но что она даёт театру? Фонд оплаты труда сохраняется. Были майские указы о повышении средней заработной платы работников культуры. И уже в августе артисты получили зарплату выше. Хотя среднемесячная зарплата у меня в театре была хорошая. Из внебюджетных средств (подразумевается активная работа со спонсорами – прим. автора), 67% расходовалось на зарплату работников театра – очень хороший показатель».
В «Колесе» теперь остался один вахтёр, он же контролирует пожарный пост.
«Один человек на 6 тысяч квадратных метров! А наше учреждение – место публичное, с массовым пребыванием людей. Меня как руководителя беспокоит охрана и безопасность учреждения», – говорит Незванкина.
Такая же ситуация и в других учреждениях культуры, что тоже беспокоит их директоров. Тем не менее, с 1 января 2018 года в театре должно пройти ещё одно сокращение персонала – на 10%. Кого сокращать? Это больной вопрос и для МДТ, и для филармонии, и «Дилижанса», и других.
«У нас уже осталось по одному специалисту на должности. Если кто-то заболевает, мы меняем спектакль, если увольняется – снимаем его из репертуара», – говорят в МДТ.
За последние три года численность сотрудников театра «Колесо» уменьшилась в два раза – с 226 человек до 106. Зрители этого не замечают: спектакли выходят, театр работает, фойе блестит…
– Как же вы будете Новую сцену осваивать?
– Это вопрос времени, – отвечает Янина Незванкина. – 25 декабря 2017 года должен быть сдан проект будущей площадки. А со второго полугодия 2018 года планируется начать строительные работы и закончить их к 2020 году. Всё это – в рамках мероприятий, приуроченных к 50-летию АвтоВАЗа. После этого руководство города будет рассматривать вопрос об изменении штатного расписания, увеличении ставок нашего театра.
Информационно-публицистический журнал «День города»
Читайте также
Последние новости