Он был посвящен выдающемуся польскому писателю и педагогу, врачу и общественному деятелю, автору книг «Как любить ребенка?», «Когда я снова стану маленьким», «Правила жизни», «Право ребенка на уважение» и других.
В ходе кинолектория читатели смогли посмотреть очень трогательный документальный фильм «Януш Корчак», созданный в 2004 году режиссером Семеном Винокуром по заказу Донецкого областного отделения Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации гуманитарной педагогики.
Узнали о педагогических воззрениях и трагической судьбе человека, который трижды отказался спасти свою жизнь.
В первый раз это произошло, когда Януш Корчак (1878-1942) принял решение не эмигрировать перед оккупацией Польши, чтобы не оставлять «Дом сирот» на произвол судьбы накануне войны с фашистами.
Во второй раз — когда отказался бежать из варшавского гетто.
А в третий — когда все обитатели «Дома сирот» уже поднялись в вагон поезда, отправлявшегося в лагерь. В этот момент Корчаку подошел офицер СС и спросил:
— Это вы написали «Короля Матиуша»? Я читал эту книгу в детстве. Хорошая книга. Вы можете быть свободны.
— А дети?
— Дети поедут. Но вы можете покинуть вагон.
— Ошибаетесь. Не могу. Не все люди — мерзавцы.
А через несколько дней, в концлагере Треблинка, Корчак, вместе со своими детьми, вошел в газовую камеру. По дороге к смерти Корчак держал на руках двух самых маленьких деток и рассказывал сказку ничего не подозревающим малышам.
Читатели чуть ближе прикоснулись к знаменитым «10-ти заповедям для родителей» Януша Корчака.
1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.
3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен — ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
5. Не унижай!
6. Не забывай, что самые важные встречи человека — его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.
8. Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
10. Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.
В конце мероприятия состоялась презентация книжной выставки — инсталляции «Дети — тоже люди! Уважайте их!» Выставку украшает цитата Пифагора: «Не заставляй детей ронять слезы слишком часто, иначе им будет нечего уронить над твоей могилой». А названия подразделов говорят сами за себя: «Счастливый дитенок — без запар и пеленок!», «Дети лучше знают, что им нужно, чем вы и ваш врач!», «Дети не создают проблем — их создают родители!», «Не учите, а УЧИТЕСЬ у своих детей!»
В ходе интерактивной беседы «Душа, данная на хранение» участники мероприятия смогли поговорить о проблемах воспитания детей и о том, чего нам так не хватает сегодня.
Подготовила Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК « Библиотеки Тольятти»
Читайте также
Последние новости