Самолётостроение начала XX века — удел людей фанатичных и смелых до безумия. Именно таким и был Игорь Иванович Сикорский. В возрасте 24 лет он презентовал Николаю II первый в мире многомоторный самолёт «Русский Витязь», открывший эру тяжелой авиации. Позже Сикорский стал основателем мирового вертолетостроения. Долгое время он оставался на недосягаемой высоте, его называли «вертолетчиком №1».
Под его руководством в конце 50 — начале 60-х годов были созданы и доведены до серийного производства вертолеты всех существовавших классов. Эмигрировав из России в США, Сикорский создал 17 базовых типов самолетов и 18 — вертолетов.
Человек сильной воли и неутомимого трудолюбия, изобретатель оставил пост руководителя, когда его фирма «Сикорский Эйркрафт Корпорейшн» пребывала в цветущем состоянии. Ни одна из конкурирующих вертолетных фирм не могла сравниться с ней по технологическому и лабораторному оснащению, по числу сотрудников, объему и разнообразию продукции, количеству гарантированных заказов.
Дед Игоря Сикорского, православный священник, протоиерей Алексий Сикорский, служил в селе Антоновка, близ города Сквира Киевской губернии. Впоследствии он стал настоятелем одного из киевских храмов. Его сын, Иван Алексеевич, отец будущего изобретателя, был профессором университета имени Святого Владимира и получил мировую известность как автор многочисленных трудов по психиатрии, всеобщей психологии и нервно-психиатрической гигиене. Оба родителя считались людьми очень интеллигентными, оба имели медицинское образование. Игорь Сикорский родился 6 мая 1889 года в Киеве. Он был пятым ребёнком в семье.
В 1913 году Сикорский старший был приглашён в качестве эксперта на процесс по скандальному «делу Бейлиса». Иван Алексеевич дал заключение, в котором предполагал «ритуальный характер убийства». Последовавшая за этим волна антисемитизма и погромов подкосили здоровье Ивана Алексеевича, в университет он больше не вернулся.
Мать прививала сыну любовь к искусству, от неё маленький Игорь узнал про Леонардо да Винчи и его разработки летательных аппаратов. Любимой книгой мальчишки был роман Жюля Верна «Робур-завоеватель». Воздушный аппарат из этой книги, возможно, стал прообразом будущих проектов Сикорского.
Первую модель летательного аппарата Игорь Сикорский сделал в возрасте 12 лет, это был вертолёт с резиновым моторчиком.
Из кадетов в инженеры
Стать авиаконструктором Сикорский решился не сразу. Одно время Игорь учился в морском кадетском корпусе, но поступление туда было скорее следованием по стопам старшего брата, чем «решением на всю жизнь». Хотя юноша был доволен учёбой в кадетском корпусе, он принимает судьбоносное решение о поступлении в высшее техническое заведение и мечтает стать инженером.
На дворе 1906 год, Россию лихорадят волны революционного протеста, университеты фактически не работают. Но Сикорский времени не теряет и едет учиться в Париж, в техническую школу Дювиньо де Лано. Проучившись там год, он возвращается в Киев и поступает в Политехнический институт.
Первый геликоптер
Показывая неплохие результаты в академической успеваемости, Игорь всё же решает, что ему не стоит тратить время на изучение необязательных для авиаконструктора дисциплин. Диплом Сикорский получит только через 7 лет, уже будучи известным авиаконструктором. Сейчас же он едет в Европу, где знакомится с последними разработками авиастроения и покупает в Париже двигатель. Вернувшись в Киев, строит свой первый «геликоптер» (вертолет), но терпит фиаско, причем, дважды — его вертолётам не хватает тяги. Не оставляя своей мечты о вертолётостроении, Сикорский решает заняться разработкой аэропланов с жестко закрепленным крылом.
Подниматься в воздух на маленьком самолёте с деревянным реечным фюзеляжем — занятие для избранных. Многочисленные аварии первых летательных аппаратов, тем не менее, не останавливали пионеров авиастроения.
3 июня 1910 года он впервые поднялся в воздух на самолёте БиС-2 (С-2), но настоящий успех пришёл позднее, когда в небо взмыла пятая модификация самолёта (С-5). Тяжёлая работа не прошла даром. Сикорский лично испытывал свои планеры и несколько раз был на волоске от гибели. На своём биплане он сдал экзамен на звание пилота, установил четыре всероссийских рекорда, совершил показательные полеты и даже катал пассажиров.
В начале сентября 1911 года проходили военные маневры. Сикорский, 22-летний недоучившийся студент Киевского политехнического института, принял в них участие и продемонстрировал превосходство своего самолета над машинами иностранных марок.
«Русский витязь»
В возрасте 23 лет Игорь Сикорский возглавил конструкторское бюро по созданию самолетов. Весной 1912 года он привез на Московскую воздухоплавательную выставку собственноручно разработанный и построенный самолет. Машина выиграла соревнования летательных аппаратов, проводившиеся в рамках выставки, и была награждена золотой медалью.
Победителя заметил и пригласил на ужин Михаил Шидловский, один из богатейших людей Российской империи, председатель правления акционерного общества «Русско-Балтийский вагонный завод». «Руссо-Балт» как раз только что организовал в Петербурге самолетостроительное предприятие. За ужином юноша поделился с инвестором своими техническими идеями. Финансист решил рискнуть — предложил Игорю должность главного конструктора. И не прогадал.
В своих исследованиях и разработках молодой инженер останавливаться не собирался. Фраза «звёздная болезнь» сказана не про него. Так и не получив диплом, Сикорский переехал в столицу, где за год создал самолет-гигант, первый многомоторный самолет в истории. Хорошо понимая значение для страны тяжёлой авиации, он решается на поистине смелый шаг — проектирование четырёхмоторного самолёта, пригодного для эксплуатации в тяжёлых условиях российского климата. Это должен был быть надёжный самолёт, который, кроме прочих усовершенствований, можно было бы ещё и чинить во время полёта.
В марте 1913 года такой самолёт был построен. Ему присвоили название «Гранд», но после нескольких полётов переименовали в «Русский витязь». Самолёт быстро стал легендой, в мире просто не верили в то, что такой самолёт — реальность, Николай II лично осматривал «Русского витязя» и поднимался на борт. Молодого изобретателя царь наградил золотыми часами.
Самолет, превосходивший по размерам и взлетному весу все до сих пор построенные, положил начало новому направлению в авиации — тяжелому самолетостроению.
«Илья Муромец»
После того, как «Русский витязь» случайно серьезно повредили на аэродроме, Сикорский не стал его восстанавливать, а перешел к созданию более совершенной модели. Самолет-гигант «Илья Муромец» стал легендарным и одним из самых известных его творений. В середине июня 1914 года экипаж Сикорского совершил на нем беспрецедентный для своего времени перелет из Петербурга в Киев и обратно. Рекордный перелет вдохновил правительство инициировать вопрос об организации первой в истории пассажирской авиалинии Петербург — Москва. Правда, из-за начавшейся войны реализовать тогда эту идею не удалось.
А «Илья Муромец» стал прообразом не только всех современных пассажирских и транспортных самолетов, но и бомбардировщиков. На фронте «Муромцы» отличались исключительной надежностью. Их не сажали даже с горевшими моторами, а гасили огонь прямо в полете.
В расстрельных списках
После успешных испытаний «Русского витязя» 24-летний инженер становится мировой знаменитостью и национальным героем. До 1917 года Сикорский сконструировал более двух десятков летательных машин, два вертолета, трое аэросаней и один авиадвигатель. В 25 лет он стал кавалером ордена Св. Владимира IV степени.
Революцию великий конструктор не принял. Он никогда не скрывал своего негативного отношения к событиям, происходившим на родине. Революционные волнения остановили заводы, повсюду вспыхивали стачки и забастовки. Самолёты Сикорского тоже «не сходили со стапелей». Кроме того, он, знаменитый авиаконструктор, был известен своей преданностью двору.
После большевистского переворота Игорь Сикорский был на волосок от смерти. Оставаться в России стало опасно — чекисты внесли его имя в расстрельные списки как убежденного монархиста. Один из знакомых, служивший в ЧК, узнал об этом и предупредил авиаконструктора о том, что его придут арестовывать. При этом сообщил, что жену и дочь тронуть не должны.
Взяв паспорт и деньги, Сикорский сразу же отправился на вокзал и вскоре добрался до Мурманска, где находились английские войска. А оттуда уехал во Францию, затем — в США. Но, эмигрировав, Сикорский все равно остался патриотом России. «Нам нужно работать, а главное — учиться тому, что поможет нам восстановить Родину, когда она того от нас потребует», — так он говорил, обращаясь к соотечественникам-эмигрантам.
Человек, сделавший себя сам
Судьба Сикорского — это типичная история self-made-человека. В Америке, поработав некоторое время школьным учителем, авиаконструктор собрал команду единомышленников из среды эмигрантов и, в итоге, создал собственную компанию «Сикорский Корпорейшн», где занял должность президента. (Компания существует и поныне).
Вице-президентом и инвестором стал гениальный композитор и пианист Сергей Рахманинов. Он выделил Игорю Ивановичу огромную по тем временам сумму — пять тысяч долларов. Позже, когда финансовое состояние фирмы улучшилось, Сикорский вернул эти деньги Рахманинову с процентами.
Помощь «русской фирме» оказали многие наши эмигранты, и компания Сикорского стала настоящей Меккой для белой эмиграции. Известный историограф белого движения, казачий генерал С. В. Денисов готовил свои исторические исследования, работая в «Сикорский Корпорейшн» ночным сторожем. Адмирал Б. А. Блохин был простым рабочим.
Самолет — амфибия
Еще в России авиаконструктор занимался самолетами-амфибиями, способными взлетать с водной поверхности. В США такие самолеты оказались очень востребованы. Десятиместная амфибия S-38, которую Сикорский создал с единомышленниками, стала неимоверно популярной. А следующая, сорокаместная S-42 поразила самого конструктора. Когда Сикорский впервые увидел салон собранного самолета, то вспомнил, что именно такой салон приснился ему еще в возрасте 11 лет.
Амфибии Сикорского у США закупал СССР. Одна из них попала в знаменитую кинокомедию «Волга, Волга».
В Америке Сикорский получил возможность не только много и плодотворно работать, разрабатывая самолёты и другие машины, но и вернуться к мечте своего детства — созданию вертолётов. У него и это получилось — он стал создателем первых вертолётов. Некоторые модели того времени до сих пор находятся в эксплуатации.
Легендарная шляпа
Как известно, свои машины Сикорский испытывал сам. За штурвал он садился в рубашке с галстуком и в шляпе, которую называл женским именем Федора. После нескольких аварий, в которых Игорь Иванович остался цел и невредим, за шляпой закрепилась репутация вещи, приносящей удачу.
Сейчас эта шляпа хранится под прозрачным колпаком в рабочем кабинете Сикорского, превращенном в музей. Пилоты фирмы перед первым полетом приходят в музей, чтобы прикоснуться к шляпе — на счастье. Подобная традиция существует и в Киевском политехе, на территории которого стоит памятник Сикорскому со шляпой в руках. Перед экзаменами студенты приходят к памятнику, чтобы прикоснуться к легендарной шляпе.
V.I.P. – вертолеты
Все президенты США выбирают вертолеты фирмы Сикорского. Вернее, выбирает группа экспертов, от инженеров и летчиков до агентов ФБР. Их неизменный выбор — лучшее свидетельство надежности вертолетов.
В 1959 году в Америке гостил Никита Хрущев. Президент Дуайт Эйзенхауэр предложил генсеку прокатиться на президентском вертолете, а когда Никита Сергеевич заинтересовался новинкой, то пообещал подарить пару машин. Вертолеты были доставлены в СССР, их отправили в соответствующие конструкторские бюро. Вскоре появился очень похожий на вертолет Сикорского советский вертолет Ми-4. На нем Хрущев и летал.
Семья, интересы и увлечения
Среднего роста, с мягкой, даже застенчивой, манерой разговора и поведения, выдающийся авиаконструктор Сикорский обладал недюжинной силой, моральной и физической. Он любил путешествовать, объездил на машине всю Америку, побывал во многих странах мира. Увлекался альпинизмом, покорил многие пики Америки и Канады. Особой его любовью были вулканы, «могучий и величественный феномен природы». Человеческому общению ученый предпочитал уединение, уезжая на машине подальше от городской суеты.
В 1917 году Сикорский женился, но брак этот оказался непродолжительным. Родилась дочь Татьяна, в будущем профессор социологии Бриджпортского университета. Второй раз Сикорский женился в 1924 году на Елизавете Алексеевне Семеновой. Их первенец Сергей работал в отцовской фирме, был ее вице-президентом. Остальные трое сыновей избрали другие профессии: Николай стал скрипачом, Игорь — адвокатом, Георгий — математиком.
Глубоко религиозный человек, Сикорский не только материально поддерживал русскую православную церковь в Америке, но и сам был автором нескольких богословских трудов. Помня о своем бедственном положении в первые годы пребывания в США, он оказывал материальную помощь различным эмигрантским организациям.
Умер Сикорский в 83 года, 26 октября 1972 года. Русский авиаконструктор был похоронен не в России, а в Америке, в штате Коннектикут, в городке Истон.
Что имеем, не храним…
За свою долгую жизнь конструктор был удостоен множества почетных званий и наград. В 1948 году ему была вручена редкая награда — Мемориальный приз братьев Райт, а в 1967 году за научно-технические достижения в области фундаментальных и прикладных наук он был награжден Почетной медалью Джона Фрица. В авиации, кроме него, ее был удостоен только Орвил Райт. Кроме того, Сикорский был почетным доктором многих университетов.
Но главная его награда — это благодарность людей, широко использующих созданные им машины. И среди этих благодарных людей — президенты Соединенных Штатов, которые, начиная с Дуайта Эйзенхауэра, летают на вертолетах с надписью «Sikorsky» на борту.
В память о великом изобретателе в 1980 году был учреждён «приз Сикорского». В 2013 году за создание мускулолёта вертолётного типа приз достался команде студентов и выпускников Торонтского университета.
…А Киевский особняк на Ярославовом Валу, в котором Игорь Иванович родился, вырос и конструировал свои первые машины, сохранился. Он принадлежит Министерству обороны Украины и долгие годы он находится в крайне запущенном состоянии. В 1989 году, когда в СССР приезжали сыновья Сикорского Сергей и Игорь, дом в срочном порядке отремонтировали и установили памятную доску. Кто и когда украл ее — неизвестно. Потом дом облюбовали бомжи, и он стал рушиться прямо на глазах.
В 2000 году здание было передано на 49 лет в аренду Международному фонду «Музей авиации и воздухоплавания имени Сикорского». Фонд обещал сделать в особняке музей, но до сих пор так и не сделал…
Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти», e-mail: rossinskiye@gmail.com
Читайте также
Последние новости