Следующая новость
Предыдущая новость

Загрязнение воздуха в Тольятти летом 2017: Много вопросов

30.10.2017 23:33
Загрязнение воздуха в Тольятти летом 2017: Много вопросов

31 октября 2017 года в Тольятти пройдёт выездное заседание комитета по ЖКХ, ТЭК и охране окружающей среды Самарской губернской думы.

Одной из главных тем обсуждения станет загрязнение воздуха выбросами промышленных предприятий. Лето 2017 года оказалось самым «грязным» за всю новейшую историю Тольятти. То и дело город окутывал удушливый смог, люди жаловались на головную боль и затруднение дыхания. Поначалу представители контролирующих органов утверждали, что ничего не происходит, однако впоследствии были вынуждены признать: заводы действительно отравляют городской воздух. Заместитель председателя комитета Денис Волков рассказал «Площади Свободы» о причинах произошедшего и способах борьбы, а также о том, что будет происходить на завтрашнем заседании.

– Денис Александрович, что же всё-таки произошло с тольяттинским воздухом? И почему власти так долго не принимали никаких мер?

– В течение всего лета в мою депутатскую приёмную приходили сотни тольяттинцев с жалобами на выбросы промышленных предприятий. Особенно много было обращений от жителей микрорайона Северный, расположенного наиболее близко к источникам загрязнения воздуха. При этом те, кому надлежит по долгу службы контролировать состояние окружающей среды, долгое время отрицали сам факт загрязнения.
Мы провели довольно большую аналитическую работу и выявили ряд серьёзных проблем. Главная из них – недостаточное количество средств контроля. В Самарской области действует всего лишь 31 станция контроля Росгидромета, выявляющих уровень содержания в воздухе вредных веществ.

Абсурд ситуации ещё более нагляден на примере Тольятти: на площади 314,8 км², при наличии большого количества промышленных предприятий, работают всего 8 станций контроля. При этом расположены они на значительном удалении от основных источников загрязнения. Вы можете убедиться в этом сами: зона действия станций обозначена на экологическом атласе Тольятти (eco.tgl.ru/). Пока выбросы достигают зоны контроля, их концентрация значительно уменьшается. Получается, у контролирующих органов просто нет инструментов для привлечения виновных к ответственности: даже если аппаратура зафиксирует следы загрязнения воздуха, точно определить реальное количество выбросов и их источник не представляется возможным.

Проблема ещё и в том, что действующие станции контроля технологически устарели. Они могут измерять всего лишь 20 показателей, влияющих на здоровье людей, тогда как в действительности нужно не менее 60. То есть, огромное количество вредных факторов просто не фиксируется существующей аппаратурой.

– Значит, нужно строить новые станции?

– Да, необходимо строить новые станции и модернизировать существующие. Это задача Росгидромета, который является федеральной структурой. Именно он напрямую заинтересован в разработке соответствующей федеральной программы, в рамках которой можно было бы модернизировать станции контроля по всей стране. Почему они до сих пор не вышли с такой инициативой, для меня загадка.

В то же время, оставить эту проблему без решения мы тоже не можем: вещества, содержащиеся в выбросах промпредприятий, способны вызвать не только головные боли, но и серьёзные заболевания, в том числе – онкологические. Поэтому сейчас я совместно с группой учёных-экологов завершаю разработку дорожной карты для областной программы строительства и модернизации станций контроля.

– За счёт областного бюджета?

– Областного бюджета, резервного фонда губернатора, частных инвестиций в рамках государственно-частного партнёрства. Мы прорабатываем все возможные источники финансирования.

– Наверное, это большие деньги? Потянет ли бюджет такие расходы?

– Да, деньги немалые. Стоимость строительства одной станции составляет, в среднем, 15 миллионов рублей. Но, послушайте, деньги и здоровье – ценности несопоставимые. Мне довольно часто приходится слышать мнение, что создание и содержание природозащитной инфраструктуры обходится слишком дорого. Но во сколько вы можете оценить онкологическое заболевание ребёнка? Наша главная ценность – это жизнь и здоровье людей, я в этом убеждён. Поэтому нам необходимо вкладываться в охрану окружающей среды.

К тому же, мы можем снизить расходы за счёт взаимодействия с частными организациями. Например, почему бы предложить промышленным предприятиям за свой счёт поставить станции по периметру санитарно-защитной зоны своего предприятия? Так они смогли бы продемонстрировать свою социальную ответственность и доказать, что не они являются виновниками загрязнения среды. Естественно, тут необходима большая работа с собственниками, но мы рассматриваем этот вариант как рабочий.

– Как скоро может начаться реализация Вашей программы?

– Всё зависит от скорости рассмотрения этого вопроса в губернской думе и областном правительстве. Я планирую представить дорожную карту программы уже на ноябрьском заседании нашего комитета. Если она получит одобрение (в чём я практически не сомневаюсь), то профильное министерство сможет начать её реализацию уже в начале 2018 года.

После разработки программы мы рассмотрим на комитете возможность обращения в федеральный центр с законодательной инициативой по разработке соответствующей федеральной программы. Уверен, что она будет одобрена, поскольку устаревшие станции контроля – это проблема не только Самарской области. Если мы получим поддержку коллег из Госдумы и, соответственно, средства из федерального бюджета в рамках новой программы, то сможем выполнить нашу задачу значительно быстрее.

– Эта тема будет обсуждаться на завтрашнем заседании комитета?

– Безусловно. Мы пригласили все заинтересованные стороны – представителей контролирующих органов, городской администрации, промышленных предприятий. Особенно много вопросов к последним: они обязаны отчитаться, по какой причине они допустили нарушение, и какие меры принимают, чтобы ситуация не повторялась.

Мне не совсем понятна позиция руководства некоторых заводов: складывается впечатление, что они сознательно нарушают закон, понимая, что несовершенные средства контроля не позволяют привлечь их к ответственности. Такой циничный подход требует адекватной ответной реакции. Поэтому следующий наш шаг – параллельно со строительством станций, повысить штрафы за загрязнение окружающей среды. Мы должны создать условия, при которых собственнику будет выгоднее модернизировать свои очистные сооружения, чем каждый раз платить огромные штрафы.

«Площадь Свободы»

Источник

Последние новости