Не прошло и полугода, как завершился «сериал» с поставкой в наш замечательный город партии новеньких низкопольных троллейбусов минской компании «Белкоммунмаш».
Еще весной 2017 года наша администрация заключила договор с лизинговой компанией ПАО «ТрансФин-М» о закупке 40 троллейбусов модели 321 на общую сумму почти 337 млн рублей, выделенных из областной и городской казны. Итого каждая машина обошлась нам в 8,4 млн рублей.
По условиям договора, все 40 троллейбусов должны были поступить в Тольятти еще 1 октября 2017 года, однако они начали поставляться на удивление мелкими партиями, по 1-3 штучки. Причина, как озвучивали в администрации, в том, что белорусский завод терпит недопоставки двигателей с предприятия, которое находится в Челябинске. Соответственно, лизинговая компания кивает на один завод, тот кивает на другой. Но договор есть договор: в соответствии с соглашением за срыв поставок были предусмотрены штрафные санкции, и наша администрация активно пользовалась правом по их взысканию.
По мере поставки на завод двигателей и сборки троллейбусов в Тольятти ежемесячно «сцеживалось» по несколько штучек этих славных машин. В январе объем возвращенных в Тольятти денег для лизинговой компании составил 7 млн рублей, а к началу этой недели он достиг 12,5 млн рублей. «Заработали» на еще один новый троллейбус и даже больше», — иронизировал во время аппаратных совещаний глава города Сергей Анташев, требуя, чтобы с поставщика взыскивали по полной, пока в город не будут поставлены все машины до единой.
И вот наконец этот счастливый момент наступил. 14 февраля 2018 года «Белкоммунмаш» отчитался о том, что в Тольятти поставлены все сорок троллейбусов — крупнейший заказ для завода за последние три года. Для нашей администрации осталось за кадром, какие претензии предъявляли друг другу каждое из звеньев цепочки поставщиков. Главное, что троллейбусы теперь в городе и ориентировочно к концу февраля выйдут на линию полным составом. Пока по Тольятти курсирует чуть больше двадцати машин, для остальных идет установка дополнительного оборудования и приобретение полисов страхования.
Напомним, что экономией за счет штрафов для поставщика дело не закончилось. Современные троллейбусы, по предварительным расчетам, позволят сэкономить порядка 8 млн рублей бюджетных денег за счет примененных в них новых технологий. Дело в том, что троллейбус берет из сети ровно столько энергии, сколько необходимо для тяги, а во время торможения отдает избыток энергии обратно в сеть. В троллейбусах есть разные другие технологические «прибамбасы», например, запас автономного хода 250 метров, позволяющий в случае необходимости скинуть «рога» и объехать место ДТП или любое другое препятствие.
Многие наши читатели наверняка уже поездили в этих троллейбусах и оценили, насколько они удобны и комфортны. Чего стоит один только низкий пол по всей длине троллейбуса, так что заходить и выходить из салона теперь гораздо легче, особенно для пожилых и больных людей. Более того, троллейбус может дополнительно наклониться в сторону остановки, чтобы пассажиру было еще удобнее, — только заходи и пользуйся. Разработчики подумали и об инвалидах-колясочниках, для которых предусмотрена возможность въезда/выезда в салон через среднюю дверь по откидному «трапу».
Одним словом, очередная, достаточно успешная, попытка вдохнуть новую жизнь в троллейбусные перевозки состоялась. Насколько ее оценят пассажиры, проголосуют ли за жизнь городского троллейбуса рублем, об этом мы узнаем в ближайшие месяцы.
Евгений Халилов, «Площадь Свободы»
Читайте также
Последние новости