Период неблагоприятных метеоусловий в городе, продлившийся весь август и сентябрь 2018 года, привел к легкой истерии среди горожан и массовым волнам протеста.
Митинги, пикеты, открытые заявления: народ вышел на улицы и требует от чиновников найти виноватых и призвать к ответу. О том, какие действия предприняла администрация города и какие намерена предпринять в ближайшее время, мы поговорили с руководителем управления экологии, природопользования, охраны окружающей среды администрации Тольятти Надеждой Павлиновой.
Под аммиачным куполом
— Что стало официальной причиной ужасного запаха в городе?
— Смог стоял во всех трех районах с начала августа вплоть до 18 сентября. Все это время в городе стоял полный штиль, вредные вещества просто скапливались и стояли над городом куполом. Факторов, спровоцировавших неприятное явление, было несколько. Первый — это климатический. С начала августа по сентябрь погода стояла безветренная.
Вторая причина — географическое расположение Тольятти. С одной стороны, наш город построен рядом с рекой, Жигулевскими горами, все районы разделены между собой густыми лесополосами. Но по факту он находится в самой низине, особенно это заметно относительно положения столицы губернии — Самары. Она выше по Волге.
Наконец, сыграла роль плотная застройка города. В последние годы выросли многоэтажные дома. Они не дают смогу выветриваться естественным путем, заставляя все скапливаться внутри кварталов. Легкие города сильно пострадали в 2010 году, когда сгорели гектары зеленых насаждений.
Достаточно было установиться штилю, как все неблагоприятные обстоятельства соединились воедино. Выбросы начали скапливаться, разноситься из одного района в другой по воде и воздуху. Постепенно смог превратился в плотное удушливое облако, от которого задыхались горожане. За несколько недель в управление поступило более 500 обращений. Мы собирались на экстренные совещания, брали пробы воздуха, выезжали на пункты мониторинга, работали круглые сутки.
— Что конкретно показали пробы воздуха?
— Замеры станций мониторинга показали повышение концентрации отдельных вредных веществ в воздухе. Показатели колебались в пределах 1,2% — 1,7% от предельно допустимой нормы, что в целом не так страшно для здоровья в те дни, когда смог быстро выветривается. Самые большие превышения были зафиксированы по формальдегиду, аммиаку, диоксиду азота, бензолу (в Автозаводском районе). Самое плохое в том, что выбросы сформировали ядовитое облако, которое встало куполом над городом. Неприятный стойкий запах отчетливо чувствовался во всех уголках Тольятти, особенно на высоких этажах.
Берегись автомобиля
— По каким показателям обычно берут пробы воздуха?
— Администрацией городского округа Тольятти ежегодно в рамках природоохранных мероприятий организована работа по получению специализированной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнению по данным восьми стационарных постов наблюдения. Мониторинг атмосферного воздуха на стационарных постах проводится 3-4 раза в сутки по 23 примесям. Такой широкой сети мониторинга качества воздуха в области больше нет нигде.
Ежедневно информация из Тольяттинской специализированной гидрометеообсерватории поступает в администрацию, анализируется и размещается для информирования населения в электронном экологическом атласе на официальном портале. Мониторинг осуществляется согласно утвержденной программе Росгидромета. Система мониторинга в городском округе Тольятти была организована в 1973 году, и назрела необходимость в ее изменении. По заказу администрации было проведено мероприятие по разработке ТЭО развития системы наблюдения загрязнения окружающей среды г.о. Тольятти, по итогам которого были даны рекомендации по расширению сети мониторинга. Эти рекомендации лягут в основу дальнейшей работы по увеличению перечня контролируемых примесей, модернизации сети.
По данным статистики, объем выбросов загрязняющих веществ от крупных промышленных предприятий на протяжении последних десять лет постепенно снижается, это в том числе было обусловлено спадом производства в отдельные годы. В то же самое время возросло количество автомобилей, за десять лет этот прирост составил более 25%, сейчас почти на каждого третьего жителя приходится по автомобилю. По данным проведенных по заказу администрации исследований вклад автомобильного транспорта в загрязнение атмосферного воздуха составляет 65%. На мой взгляд, здесь важна совместная работа с ГИБДД.
Должен осуществляться систематический контроль за регулировкой топливной системы пассажирского транспорта. Кроме этого, важен контроль качества топлива. У нашего ведомства, увы, таких полномочий нет.
Малые предприятия — на особый контроль
— Идут ли на диалог с властями предприятия, которые теоретически могли бы стать виновниками загрязнений воздуха?
— В городе несколько крупных предприятий, деятельность которых, в том числе, оказывает влияние на окружающую среду, на атмосферный воздух, так называемая «большая девятка». Но наряду с этими предприятиями в городе немало мелких предприятий, имеющих стационарные источники загрязнения атмосферы. В цифрах: в городе 550 объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду: 172 объекта, зарегистрированных в федеральном государственном реестре, и 378 объектов, зарегистрированных в региональном государственном реестре.
Крупные промышленные предприятия являются объектами федерального экологического контроля, кроме этого у них организован производственный контроль, в том числе за выбросами загрязняющих веществ в атмосферу. Согласно действующему законодательству они разрабатывают и выполняют планы по снижению выбросов в период неблагоприятных метеорологических условий. Кроме этого крупные промпредприятия активно участвуют в природоохранных мероприятия за счет собственных средств не только на своих территориях, но и оказывают содействие городу по ликвидации свалок, посадке насаждений на территориях общего пользования.
Свой вклад в загрязнение атмосферного воздуха вносят небольшие производства. В отношении субъектов малого бизнеса ограничено проведение плановых проверок, и как следствие, зачастую они игнорируют требования природоохранного законодательства.
Регулярно проводятся обследования несанкционированных свалок. По специфике отходов можно сделать вывод о характере деятельности нарушителей и понять, что конкретно они производят, но определить конкретное лицо для привлечения к ответственности практически невозможно.
— Какие действия предприняла администрация города и какие намерена предпринять в ближайшее время?
— Администрация оперативно отреагировала на появление химического запаха в атмосферном воздухе и на поступающие обращения граждан. Были своевременно проинформированы все соответствующие надзорные органы (Управление Росприроднадзора по Самарской области, Территориальный отдел Территориального управления Роспотребнадзора по г. Тольятти, Самарская межрайонная природоохранная прокуратура), были произведены отборы проб не только на постах наблюдения за состоянием атмосферы, но и с привлечением передвижных лабораторий. Проведена работа с химическими предприятиями, оперативно получались данные промышленно-санитарных лабораторий. Были организованы дополнительные маршрутные исследования. Городу нужна своя мобильная лаборатория, и это было отмечено на организованном администрацией межведомственном совещании.
По итогам совещания в целях координации действий служб и ведомств, взаимодействия с общественностью, привлечения научного потенциала было принято решение о создании рабочей группы. В нее вошли 27 человек. Основное направление деятельности рабочей группы — это разработка мероприятий по улучшению экологической ситуации в городе, в том числе: организация исследований состава атмосферного воздуха с учетом антропогенной нагрузки и влияния климатических факторов; приобретение мобильной лаборатории. Уже в ближайшие дни рабочая группа приступит к своей работе.
Сделать закон мобильным
— Какие меры в целом могут улучшить экологическую ситуацию в Тольятти?
— Сейчас важно обратить внимание на дополнительное озеленение города. Важно восстановить участки сгоревшего леса; проанализировать и выбрать для высадки зеленых насаждений участки города, в том числе на границах санитарно-защитных зон и в жилой зоне таким образом, чтобы зеленые насаждения снижали негативное воздействие предприятий. И эта работа будет проведена совместно с привлечением специалистов, представителей общественности. К этой работе готовы присоединиться крупные промышленные предприятия. Однако одно дело — посадить дерево, и совсем другое — сохранить его. Решать проблему предстоит комплексно, плотно работать с населением.
Более гибким и мобильным должны быть федеральные законы. Прежде всего закон, согласно которому мы не имеем права проводить проверку юридического лица без конкретных доказательств, что именно оно причиняет вред окружающей среде. Таким образом, сначала необходимо найти источник, определить юридическое лицо, а потом проводить проверку. Каждый год меняется природоохранное законодательство, вводятся дополнительные ограничения для контролирующих органов, поэтому сложно найти выход и не упустить сложившуюся ситуацию по экологии. В 2018 году нами запланировано более 100 плановых проверок, а прокуратура согласовала лишь 27. На мой взгляд, нужно пересматривать законодательство и увеличивать полномочия органов местного самоуправления в вопросах экологии.
Автор: Юлия Дроглева, «Площадь Свободы», mail-ps@mail.ru
Оригинал статьи опубликован в газете «Площадь Свободы»
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ТУ 63 — 00766 от 21.01.2015
Читайте также
Последние новости